Как научить ребенка от 2 лет убирать свои игрушки — 10 важных шагов к самостоятельности

 

5 шагов, которые смогут помочь сделать ребёнка самостоятельным

Как научить ребенка от 2 лет убирать свои игрушки — 10 важных шагов к самостоятельности
Самодостаточность — это не только домашние умения, это уверенность в себе, решительность и успешная учёба. Книжка Елизаветы Филоненко «Дети без клетки.

5 ступенек к развитию самостоятельности» поможет отказаться от принуждения и вырастить самостоятельного ребёнка при помощи вдохновляющих методов.
Для большинства самодостаточность — это способность ребёнка побеспокоиться о себе. Но давайте посмотрим правде в глаза. До 18 лет (или старше) сегодняшним детям не приходится зарабатывать себе на жизнь, беспокоиться о том, где жить и что есть.

Теперь в нашей культуре «все лучшее — детям». Причём добывают это лучшее как раз родители, а дети только потребляют.

Однако если их не обучить самостоятельности, то как они будут беспокоиться о собственных детях?
Это решить можно одним способом: самодостаточность ребёнка обязана стать необходимостью. Если даже обиход легко поддерживается без помощи ребёнка, имеет смысл передать ему часть ответственности за дела по дому.

К примеру, десятилетняя девочка способна наблюдать за собственной одеждой: убирать чистую в шкаф, а грязную в стирку, гладить её и бережно слаживать.

Как самодостаточность рождает уверенность в себе

Дети, которым родители не передают все больше ответственности за повседневные дела, становятся:

  • требовательными,
  • сомневающимися в себе,
  • склонными к депрессивным переживаниям,
  • нетерпимыми к любым малоприятным, но важным стараниям.


И наоборот, чем больше ребёнок что-то выполняет сам, тем крепче его уверенность в себе и желание действовать дальше. Не обращая внимания на ошибки и неудачи.

Так опыт становится движущей силой.
Самодостаточность необходима ещё и для формирования характера ребёнка. Любое действие на начальной стадии связано с преодолением.

Ребёнку нужны усилия, чтобы достичь какого-то результата, к примеру, застегнуть пуговицы пальто или первый раз собрать рюкзак в школу. В подобных преодолениях возникают волевые качества, которые помогают делать то, что не сильно хочется, ради финального результата.

Нельзя вдруг победить на состязаниях или нечаянно подготовить не простое блюдо. Сначала необходимо неоднократно потренироваться без достижения результата.
Нельзя стать самостоятельным вдруг. Как и любое другое качество, самодостаточность развивается из небольшого семечка, заложенного в ребенке с самого рождения. Ребенок взрослеет — семечко растет. «Главное понятие для развития самостоятельности — развитие. на следующий день на один шаг более чем сегодня»
В нашем детстве мы все больше подчинялись родительским требованиям. Когда не подчинялись — нас наказывали, а некоторых даже били.

Так родители зарабатывали собственный авторитет. Теперь мы выросли и знаем о последствиях такого воспитания, теперь мы в поисках иные пути воздействия на детей.
«Если утверждать ребёнку, что он „самый хороший“ и „молодец“, но на деле не доверять ему, не давать собственными силами действовать, страховать от всех ошибок, то он будет расти сомневающимся, не обращая внимания на „правильные“ слова»

1. Уверенность родителей

«Для того чтобы самодостаточность ребёнка развивалась успешно, необходима уверенность родителей в силах ребёнка и стремление его сделать более самостоятельным и сильным».
В теории все будут согласны с данным утверждением. В работе же тем более в молодом возрасте самостоятельные действия ребёнка вызывают у мамы и папы панику: «он убьётся!», «остается голодным», «замёрзнет» или «что-нибудь сломает».
На данном шаге важен не результат детской самостоятельности, а сами попытки к ней
Несамостоятельные дети удобные. Иногда за них можно все сделать с оптимальным результатом.

Иногда это дает возможность родителям ощущать себя нужными. Некоторые родители так защищают собственных детей от плохих поступков и опасностей.
Здесь главное припомнить, что задача родителей не покормить рыбой, а дать удочку и обучить ею пользоваться. Мы обязаны понемногу передавать ребёнку дела в трёх областях самостоятельности: «Я сам, мое тело», «Мои вещи» и «Дела семьи».
Дети начинают выражать собственную самодостаточность до недавнего времени, чем родители будут к ней готовы. В данный момент достаточно несложно загубить её ростки. Можно сказать, «лучше дай, я сам» или «сиди уж».

А можно и одним недовольным видом дать понять ребёнку, что его действия делают только проблемы.
Когда мы что-то делаем для ребёнка или за ребёнка, он часто пытается проявить свою активность. Она ещё легкая и ненастойчивая, чтобы преобразиться в какой-то результат.

Однако если своевременно её заметить и поддержать, даже несмотря на свой дискомфорт, она станет ещё одним шагом на встречу к развитию самостоятельности.
Личного примера родителей не всегда достаточно. Иногда слишком активные родители делают ситуации, в которых ребёнку незачем выражать собственную активность. Благодаря этому если у вас есть желание чему-то обучить ребёнка, сначала снизьте собственные обороты.

И готовьтесь к тому, что самодостаточность развивается поэтапно.
Стадии развития самостоятельности:
1. Ребёнок следит за действиями родителей;
2. Ребёнок выступает как помощника;
3. Ребёнок действует сам, но при помощи взрослого;
4. Ребёнок действует собственными силами, но нуждается в контроле и напоминании;
5. Ребёнок действует совершенно самостоятельно.
«Для того, чтобы ребёнок проявил собственные умения, его стоит поставить в ситуацию, когда он вынужден это сделать Выставление границы в этом случае, это сообщение ребёнку: «То, что ты можешь делать сам, я не буду делать за тебя».
Если ребёнок отказывается исполнять собственные обязанности, для него должны наступить естественные или логические результаты
Не те, когда родители все же выполняют за него работу, а те, которые происходят от того, что её так никто и не выполнил. Не собрал портфель — пришёл в школу не готовым.

Опоздал к ужину — разогрел сам и посуду помыл тоже сам. Не разделся после прогулки — сидишь в пространстве коридора одетым. От подобных последствий не страдают отношения с мамой и папой, как в случае с наказаниями.

Ребёнок получает обратную связь от мира на собственные действия.
Его может пугать кол-во усилий, которое необходимо приложить, дабы получить результат. Тогда родители помогут, разбив одно большое дело на пару небольших. К примеру, если ребёнка пугает большой объём разбросанных игрушек, предложите ему начать с уборки какого-то одного угла.

Если ребёнок не знает, с чего начинать рисунок, сначала помогите ему определиться с темой и подобрать необходимые цвета.
Не стоит спешить освобождать от бытовых дел учащихся начальной школы. Если не желаете, чтобы выполнение уроков затянулось, только бы не уборка или мытье посуды.

Мама и отец тоже работают, но общий обиход не отменял никто.
5. Формирование образа ребёнка как самостоятельного человека
Лишь от нас зависит, вырастет ли ребёнок «маменькиным сынком» или «смекалистым парнем». С самого начала он не думает про это, его представление о себе вырабатывается из его опыта и отношений с остальными людьми.

Каким мы считаем собственного ребёнка, таким он в конце концов и становится.
Благодаря этому формируйте позитивный образ, отмечайте его действия и поведение. Применяйте для этого не просто похвалу «молодец» или «умница», а развернуто говорите, какое поведение вам нравится: «Вижу, сегодня ты своевременно сделал уроки», «Как бережно ты сложил собственные вещи в шкаф».
«Пятая ступень связана с первой, так как считается самим началом нового движения. Пытаясь увидеть в ребёнке хорошие линии, показывая ему самому его сильные стороны, вы укрепляете свою веру в то, что он сделает второй шаг, двинуться дальше».

Как сделать учёбу самостоятельной

Происходит это через передачу ответственности за выполнение трёх блоков работы с заданиями на дом:

  1. Рабочая организация (где, когда, в течение какого времени, что сначала, что потом);
  2. Исполнение задания на дом;
  3. Контроль результата (все ли выполнено и насколько правильно).


Сначала ответственность подается за исполнение. Очень часто ребёнок уже знает, что от него требуется и как можно выполнить задание. Понемногу доверяйте ему иные этапы выполнения заданий на дом.

Пускай ребёнок начинает сам решать когда, какое количество времени выделить, какая будет очередность заданий.
Родители могут посоветовать, как сделать работу эффектнее. Контроль результата подается сначала через помощь родителей в поисках потенциальных ошибок.

Потом работа исследуется родителями частично. При этом увеличивается ответственность ребёнка за грамотное выполнение всей работы.

Напоследок родитель проверяет задание на дом через день, спустя семь дней и дальше, пока абсолютно не передаст контроль за выполнением ребёнку.

Как обучить ребенка от 2 лет убирать собственные игрушки — 10 основополагающих шагов к самостоятельности


Как научить ребенка от 2 лет убирать свои игрушки — 10 важных шагов к самостоятельностиДарить небольшим детям игрушки – это всегда удовольствие, независимо от пола ребенка. Игрушки приобретают родители, ими «заваливают» бабушки и дедушки, их всегда приносят гости – друзья и близкие.

И вот уже игрушки ребенка можно грузить вагонами, а под их завалами перед тем как ложиться спать хочется уснуть от усталости.
Сколько в действительности необходимо ребенку игрушек, и основное – как приучить карапуза убирать их за собой? Воспитываем самодостаточность с первых лет!

5 ошибок, которые совершают все хорошие мамы | Family is…

О чем статья:

Сколько игрушек предоставлять ребенку 2-3 лет для игры, и какие?

С миром вокруг малыш начинает знакомиться через предметы, до которых он может дотянуться взглядом и руками. В первые годы жизни знакомство напрямую происходит через игрушки и игры. Благодаря этому роль игрушек в таком возрасте очень значимая, и подбирать их необходимо с понимаем того, что игрушки – это первая «энциклопедия» для ребенка.

Игрушки должны развивать, привлекать, обогащать личность ребенка.

Видео: Как обучить ребенка убирать игрушки?


К 2-3 годам малыш уже имеет определенный игровой опыт: он уже способен определить – какие собственно ему игрушки необходимы, что он станет делать с подобранными, и какого эффекта желает достигнуть.
Ребенок уже знает, что ложкой можно покормить собственного плюшевого медведя, а для машинок необходим автогараж.
Игрушки необходимо приобретать, исходя из четкого понимания: они должны развивать.

Какие игрушки необходимы ребенку 2-3 лет?

  1. Матрешки, вкладыши, кубики: для развития логики.
  2. Мозаики, шнуровки, пазлы и конструктора, игрушки для игр с водой и песком: для сенсорного опыта, развития очень маленькой моторики.
  3. Игрушки-зверюшки, домино и лото с изображениями зверей и растений, разных предметов: для увеличения кругозора.
  4. Бытовые предметы, кукольные домики и посуда, мебель, сами куклы: для социального развития.
  5. Мячи и кегли, каталки и машинки, велосипеды и др.: для физического развития.
  6. Игрушки с музыкой: для развития слуха.
  7. Игрушки-забавы (медвежата-лесорубы, волчки, клюющие курочки и др.): для приятных эмоций.

Сколько игрушек можно давать ребенку 2-3 лет одновременно?

Согласно мнению психологов, приличное количество игрушек рассеивает детское внимание, и сосредоточиться на одной – уже проблема. Отсутствие внимательности и сосредоточенности – это «тормоз» для развития.
Чем меньше у ребенка игрушек — тем богаче его фантазия, тем больше игр он с ними придумает, тем легче его приучить к порядку.
К примеру, на улицу можно взять лопатку, совочек и формочки, и обучить ребенка в игре строить площадки для строительства или гаражи, рыть каналы для будущих рек и проч.
Комнату ребенка переполнять также не следует. Спрячьте лишние игрушки в шкаф, а потом, когда ребенку станет тоскливо с собственными игрушками, поменяйте их на припрятанные.
Для игры достаточно 2-3 игрушек. Остальное – на полки и в ящики.
Как научить ребенка от 2 лет убирать свои игрушки — 10 важных шагов к самостоятельности

Что сделать, если ребенок решительно не хочет собирать игрушки после игры, перед тем как ложиться спать, по требованию – важные рекомендации

Вы по вечерам со скандалом заставляете ребенка убирать игрушки? И он не желает?
Однако, в то же время, 2 года – это тот безупречный возраст, в котором пора приучать ребенка к порядку.

Видео: Как приучить ребенка убирать игрушки — главные правила научения

Главное – не забывать главные правила развития детской самостоятельности в уборке:

  • Устройте пространство комнаты для ребенка таким образом, чтобы ребенку не только было комфортно убирать игрушки, но и хотелось это делать. Привлекательные и яркие ящички и ведерки, сумки и корзинки всегда активизируют детей к уборке.
  • Приучайте к тому, что у любой игрушки – собственное место. К примеру, звери живут на полке, конструктор в -контейнере, куколки – в домике, машинки – в гараже, и др. Ребенок должен правильно понимать, что всегда найдет игрушку там, куда убирал.
  • Применяйте игровой формат уборки.Дети не терпят приказного тона, но любят игры. Будьте мудрее – учите ребенка прибираться в комнате через игру.
  • Будьте примером для ребенка.Пускай уборка перед тем как ложиться спать станет семейной доброй традицией.
  • Не нужно позволять ребенку лениться. Уборка игрушек должна происходить обязательно перед, к примеру, купанием или вечерней сказкой. Подбирайте для уборки такое время, когда ребенок еще опоздал целиком устать.
  • Уборка – не наказание! Чем веселее процедура уборки игрушек, тем с большим нетерпением ребенок будет ее ждать.
  • Обязательно нахваливайте ребенка за порядок. Хвала – замечательный мотиватор.

Как Объяснить Ребенку, Что Опасно — Слово «Нельзя». Как Уберечь Ребенка от Опасности | Family is…

Как научить ребенка от 2 лет убирать свои игрушки — 10 важных шагов к самостоятельности

Нельзя:

  1. Повелевать и требовать.
  2. Кричать на ребенка.
  3. Принуждать силой.
  4. Убираться взамен него.
  5. Требовать образцовой уборки.
  6. Приобретать уборку за поощрения и награды. Лучшей наградой должна быть хвала от мамы и сказка на ночь.

Первая задача мамы – приучить ребенка не только работать, но и предпочитать труд.
Чем до недавнего времени вы начнете, тем самостоятельнее будет ваше чадо.
Как научить ребенка от 2 лет убирать свои игрушки — 10 важных шагов к самостоятельности

Как обучить ребенка 2-3 лет убирать игрушки – 10 шагов к порядку в комнате ребенка

Как говорили выше, лучший метод обучения уборке – превратить ее в игру.
Игры выбираем, исходя из психологических свойств ребенка, его возраста и маминой фантазии.
Как научить ребенка от 2 лет убирать свои игрушки — 10 важных шагов к самостоятельности

Для вас – оптимальные способы, наиболее эффективные и 100% работающие:

  • Сюжетно-ролевые игры. К примеру, ребенок – это шофер серьезной снегоуборочной машины, которой дали задание – убрать весь снег (игрушки) и вывезти его из города на специализированный полигон (в ящики и тумбочки). Либо же сегодня ребенку выпала роль водителя, который всех развозит по домам: можно на большой игрушечной машине развести кукол по их домикам, машинки по гаражам, и др.
  • Творческий подход . Ваше чадо любит выдумывать и выдумывать? Выдумывайте одновременно с ним полезные устройства для уборки игрушек. Из того, что находится под рукой. Например, из коробки можно склеить самолет, который станет развозить игрушки по местам. А на коврике-самолете (делаем из картона, раскрашиваем) можно транспортировать разные мелочи.
  • Настоящий детский quest . Рисуем красочную карту с 5-7 мегаполисами. Ребенок путешествует от первой до останней станции, получая задания от «здешних обитателей». Одни просят почистить их озеро (ковер) от игрушек, чтобы рыбки могли дышать. Иные просят собрать урожай (лего), пока его не залил дождь. Третьи просто радушные люди, которые угощают фруктами. И т.д. Чем больше приключений, тем веселее уборка!
  • Семейные вечерние «мини-субботники» . Чтобы ребенок не ощущал себя единственным «уборщиком» в доме, подключаемся к клининговому процессу всем семейством. К примеру, пока чадо собирает игрушки, мама протирает пыль на полках, старшая сестра поливает цветы, а отец расставляет по местам большие мячи, кресла-мешки и подушки.
  • Копим очки . Мотивировка в виде приза или конфетки – это не педагогично. А вот набранные при уборке очки – это уже и повод убраться, и польза для абсолютно всех. Набранные за уборку очки вносим в специализированный журнал, к примеру, при помощи яркой наклейки. В конце недели (меньше, дети не воспринимают длинных периодов ожидания) по количеству набранных очков мама с ребенком идет в зоопарк, на каток или в музей (или еще куда-нибудь). Вместе с этим учимся считать. 2 наклейки – просто парк. 3 наклейки – пикничек в парке. 4 наклейки – зоопарк. И так дальше.
  • Соревнование. Если детей – двое или больше, то дух команды вам помогут! Соревнование – безупречный метод воспитания самостоятельности. Кто быстрее наводит порядок в собственной отмеченной для уборки зоне, тот подбирает сказку на ночь.
  • Великий побег. Если никакие способы не работают, устраиваем «побег» игрушек. После того, как чадо засыпает, собираем практически все игрушки и прячем их подальше. После того, как ребенок их хватится, отдаем по одной и смотрим, убирает ли он их на место после игры. Если прибрался в вечернее время – то на утро возвращается еще одна игрушка, которая может жить исключительно в условиях чистоты. Не убрался – ни одна не вернулась. Естественно, важно объяснить, что игрушки сбежали собственно из-за беспорядка. Не забывайте для закрепления материала почитать сказку про Мойдодыра, к примеру.
  • Каждой игрушке – собственный домик . Домики делайте наряду с чадом – яркие, привлекательные и хорошие. Куклы живут, к примеру, на полке в шкафу, а конструктор в домике-контейнере с цветными окошками, плюшевые звери – в коробке с окошками и гардинами на окнах, а машинки – в гаражах-сотах (делаем, снова же, из коробки) или на полке. Обязательно объясняем, что как ребенок на ночь ложится в кроватку, так и игрушки тоже хотят спать в собственных домиках.
  • Кто быстрее? Делим комнату надвое кеглями, ставим 2 больших контейнера и собираем с малышом игрушки наперегонки. Кто уберет больше – тот подбирает сказку, мультфильм или песню на ночь.
  • Фея-уборщица. Надеваем ребенку крылышки: сегодня ваша дочь – фея, которая спасает собственные игрушки от злого дракона и наводит в собственной волшебной стране порядок. Мальчику можно подобрать роль робота, полицейского либо даже главу государства, который обходит перед тем как ложиться спать собственную страну и спасает ее от хаоса.
  • Работаем на фасовке . К примеру, в одну коробочку собираем небольшие игрушки, в иную – мягкие, в третью – круглые, и так дальше. Или разлаживаем по цветам (по «семействам», по форме, по размерам, и др.).

Видео: Развивалки. Как обучить ребенка убирать игрушки?


Включите фантазию! И ваше чадо полюбит уборку также сильно, как мультфильмы перед тем как ложиться спать.

Как обучить ребенка убирать игрушки? 5 историй

Если скоро в детсад. Воспитание самостоятельного ребенка

Анна Быкова учитель, практикующий психолог, арт-терапевт и мама 2-ух сыновей
Уборка игрушек беспокоит родителей и сама по себе, и как часть воспитания самостоятельного ребенка и подготовки его к детсаду. Чем рискует мама, которая не привлекает ребенка к наведению порядка, полагая, что проще и быстрее все сделать самой?

Психолог Анна Быкова в собственной новой книге "Как стать ленивой мамой" рассказывает, чем собственно "ленивая мама" полезна для развития ребенка.

Как обучить ребенка убирать игрушки? Данный вопрос мне задают достаточно часто. По популярности проблема уборки игрушек идет сразу же после «тройки лидеров» (приучение к горшку, проблемы со сном и аппетитом).

Если честно, я не знаю единого работающего алгоритма, в результате использования которого каждый ребенок сразу начнет убирать за собой. Все дети различные. Необходимы различные подходы, различные доводы.

Благодаря этому просто привожу «игрушечные истории» как материал для размышления и поиска решения, которое, возможно, подойдёт определенной маме и определенному ребенку.

История первая: что нравится игрушкам

Детсад, группа трехлеток. Обычная ситуация: похватали все игрушки с полок, поиграли и здесь же бросили.

Никому в голову не приходит, что игрушки нужно убрать. Для чего?
— Парни, вы любите, поиграв в садике, возвращаться домой?
— А если бы вы в садике на ночь остались? Если бы вас забрать забыли?

Понравилось бы вам это?
— Вот и у игрушек имеются собственные дома, куда они любят после игры возвращаться! Игрушкам не понравится, когда их кидают где попало и там забывают.

Давайте все разом вернем игрушки в их домики, где им будет хорошо. Где у нас куклы живут?
Мораль. До ребенка легче донести мысль, если опираться на имеющийся у него опыт.

История вторая: сказка для уборки

Сашке три года. С его фантазией, наверное, даже игрушки не требуются.

Чтобы радостно скоротать время, ему достаточно рулона бумаги для туалета. Машинки едут по заснеженной трассе, магистраль — раскатанный по квартире рулон мягкой двухслойной. «Упс, — думаю я, — снова опоздала скрыть последний рулон. Уже поздно, в магазин идти неохота, придется применять бумажные платочки. »
А в данное время возникла снежная буря. Мягкая двухслойная из лентообразной преобразовалась. Не знаю, во что она преобразовалась.

Очень маленькими клочками усыпан весь пол. Довольный Сашка лежит «в снегу», обсыпая себя «снежинками».
Настало время сна. Нужно бы перед тем как ложиться спать прибраться.

Но нужно маме, а не Саше, Сашу «сугробы» устраивают. А маму не устраивает волнение.

Если мама скомандует: «Собери мусор!» — Сашка будет возражать: «Это не мусор! Это снег! Пускай лежит!».

Значит, нужно заверить ребенка, что снег следует собрать.
— Саш, Деду Морозу очень необходим твой снег.
— В настоящий момент май. Снег растаял. Деду Морозу жарко.

А твой снег не тает. Дедушка Мороз будет твоим снегом от солнечных лучей защищаться.

Давай весь снег в этот пакет сгребай.
— Мам, — задаёт вопросы Сашка, уже сметая в пакет клочки бумаги, — а как снег к Деду Морозу попадет?
— Как, как, — с ходу выдумываю я, — мы на балконе пакет оставим. Он прилетит и заберет.
Сашка старательно собрал в пакет все «снежинки».
Старший, Арсений (он все слышал) бережно спросил у меня относительно этичности аналогичной мотивации:
— Нет, я не обманываю. Я выдумываю для Сашки сказку, а он в нее играет.

Неужели кому-то от этого плохо?
Мораль. Любая деятельность для ребенка будет привлекательней, если ее можно превратить в игру.

История третья: поделить задачу на кусочки

Сашке 4-ре года. Ставлю перед ним задачу: убрать игрушки.

Он начинает ныть, что это продолжительно, что игрушек много, что он не управится, что он устанет и что ему хорошо было бы помочь.
В детской такой бардак, что даже у меня появилось чувство: это прибрать нереально.
— Хорошо, — говорю я, — собери в настоящий момент только машинки в этот короб.
Задача проста и понятна, и Сашка быстро справляется.
— А теперь лишь кубики в этот ящик. А теперь всех солдатиков в эту коробку.

Ну, вот, осталось лишь мусор выбрать.
Мораль. Если задача кажется отвлеченной и невыполнимой, ее нужно разбить на определенные обычные подзадачи.

История четвертая: сколько необходимо игрушек?

Новый детсад. Группа только что набрана. Существует несколько кукол, несколько зайцев, несколько машинок, пара конструкторов.

Есть десять детей, которые за 14 дней нахождения в садике научились убирать игрушки за собой.
Дети быстро выучили, где «живут» зайцы, куклы, машинки и кубики. Уборка после игры проходила легко.

 

А потом в садик закупили новые игры и игрушки: пальчиковые куклы, посуду, «больничку», мячики, еще конструктора, пирамидки, пазлы, мозаики, зверей, металлическую дорогу, паровозики с вагончиками, лото, домино.
Я все расставила по полочкам, по принципу каждой игрушке — собственное место. А утром пришли дети и смели все на пол.

Не со зла, разумеется, и не из хулиганских побуждений. Просто они так играют. В возрасте двух-трех лет чаще в ходу обычные действия с предметами: повертел в руках и бросил на пол.

Чем больше игрушек на полках, тем больше потом на полу.
Но вот подошло время обеда. Сил и терпения на уборку у детей не остается.

Поднять игрушки с пола они смогли, но вот обозначать и расставить по местам — для них это тяжелая задача.
Мораль. Игрушек в зоне досягаемости должно быть столько, сколько ребенок может прибрать.
Р. S. Потом я оставила прежний набор игрушек плюс пирамидки.

А новые игрушки вводила понемногу, по мере того как дети запоминали, куда что убирать. Предлагая новую игрушку, говоря, как с ней играть, я не забывала показать и «место ее жительства». Не обошлось и без подсказок: на полку или ящик я наклеивала изображение той игрушки, которая там «живёт».

Если ребенок забывал, куда поставить пирамидку, он просто искал соответствующую картинку на полке.
Как научить ребенка от 2 лет убирать свои игрушки — 10 важных шагов к самостоятельности

История пятая: играет тот, кто убирает

Иногда в группе появились не только новые игрушки, но и новые дети. Они не могли убирать игрушки по правилам.

А некоторые еще и не хотели этому учиться.
— Егорка, почему ты не прибираешься? Все парни расставляют игрушки по местам, а ты продолжаешь играть.
— Если устал, посиди вот тут, на стульчике, отдохни. Как отдохнешь или тоскливо станет, приходи нам помогать.
Сидеть на стульчике скучновато. Но помогать не хочется. Парни убрали игрушки, попили сок и вышли на прогулку.

На улице тоже есть игрушки: машинки, совочки, лопатки, мячики.
— Егорка, ты для чего берешь лопатку? А вдруг устанешь?
— Егорка, не трогай машинку. Сиди, отдыхай.
— Егорка, что же ты мячик берешь? Его же тоже потом на место уложить нужно, а ты устаешь.
— Хорошо. Бери что хочешь, но обязательно возвращай на место.
Мораль. Кто не убирает за собой, тот и не играет!
P. S. Дома я реализовывала данное правило так: если игрушки после игры оставались на полу (вот ведь упрямство!), я убирала их в коробку на антресоли и доставала только спустя семь дней.
P. P. S. Участница моего тренинга для родителей рассказала историю о применении этого же правила в привычном для ребенка формате сказки:
— Игрушки нужно убирать. Приучала, приучала я сына к этому, 2 года мы игрушки вместе убирали, и вот как то сын запротивился: «Не буду и все, пускай так лежат». Ну ладно, пускай лежат, пошли спать.

А утром просыпаемся — игрушки у парадной двери выстроились, на выход подготавливаются! Дима им: куда это, мол, собрались? «Искать новых владельцев и домики новые, а то прохладно же на полу». Посмотрели: машинка гоночная проскочила, кегли и пара книжек успели улизнуть, когда отец выходил.

Пошли мы их с Димкой искать. Оказывается, консьержка успела словить беглецов! Консьержке в признательность за бдительность дали конфету.

А игрушки теперь всегда спят на собственных местах.

Как обучить ребенка убирать игрушки

У современных детей много игрушек. Довольно много.

И, наверное, практически в любом доме, в которых есть ребенок, есть детская, пол, которой покрыт ровным слоем игрушек. Хорошо, когда можно закрыть дверь и просто смастерить вид, что этого нет.

А если нет никакой детской и детская – это еще и зала, столовая, кабинет для работы, спальная комната. И там как-то хочется ходить.

А порой и пол вымыть.
Если попросить ребенка все это взять и убрать, быстрее всего, он очень расстроится и убирать ему будет, разумеется, неохота. Что же делать?
В первую очередь необходимо определить, кому в действительности необходим порядок. Считаю, что порядок необходим родителям, а не ребенку.

А далее необходимо понять, а для чего он нам необходим и какой. Кому-то основное, чтобы ничего не валялось на полу под ногами на дороге, тогда можно отметить детям зону для игр и там оставить все на их откуп. Кого-то устраивает несколько больших контейнеров, в которых все свалено вперемешку, а кому-то необходимо, чтобы те игрушки, в которые в этот момент не играют, были бережно сложены в подходящие коробки и стояли бы на конкретной полке.

Реально ли это вообще?
Для того чтобы привлечь ребенка к уборке сначала необходимо объяснить ребенку, а для чего вообще мы убираем. Обычное разъяснение, что если не убирать, то игрушки теряются и могут поломаться доступно в большинстве случаев детям лет с 3-х.
Очень важен собственный пример, если у мамы швах в кухонной комнате, то тяжело ждать, что ребенок сможет разобраться в собственном имуществе. Если ребенок привык жить в порядке, то ему легче его поддерживать.

Он знает, как должно быть, как смотрится порядок.
Игрушки иногда необходимо перебирать: выбрасывать сломанное, убирать то, что уже неинтересно. Делать это стоит обязательно наряду с ребенком.

Игрушки – это его собственность и выбрасывать их без него нельзя, даже в том случае, если сильно хочется. Снова же если объяснить ребенку, что сломанные игрушки занимают место потенциальных новых игрушек, то энтузиазма ему это должно добавить.
Система уборки должна быть понятна ребенку. Где нибудь с 3-х лет он уже начинает не забывать, что и где у него лежит.

Иногда стоит просматривать принципы хранения игрушек, если действующая система оказывается не рабочей.
Когда ребенок слишком маленький и игры его еще не неимоверно сложные, стоит сразу учить его, что после игры необходимо все убрать, перед тем как достать что-нибудь новое. Так уборка медленно входит в привычку, как вымыть руки сразу же после улицы.
Когда ребенок становится постарше, в его играх появляются непростые сюжеты, и он задействует в игре не просто один набор кубиков, а несколько машинок из одного ящика, несколько человечков из иного, одни кубики, иные… и к концу игры в комнате погром. Если приказывать ребенку все это убрать самому, он будет растерян, не зная, за что схватиться.

Это слегка напоминает то, как если бы Вы пришли утром на работу, открываете почту, а там вал писем и все необходимо именно сейчас. Или когда в кухонной комнате подгорает обед, младшему ребенку немедленно необходимо менять подгузник, а старший громко требует увидеть, как он катает машинки, и вдобавок звонит супруг, которому необходимо найти какую-то бумажку. И непонятно с чего начинать именно сейчас.

В такой ситуации ребенку необходимо обязательно помочь. И сначала помощь эта должна обязательно быть физической: «я складываю кубики, а ты машинки». Очень классно включать в уборку детали игры.

Убираем наперегонки, на спор; машинки едут в автогараж, зверушки бегут на ночевку и т.д.
Чем старше становится ребенок, тем чаще и лучше он убирает сам. Однако при этом даже, к примеру, 6-ти или семилетний ребенок в определенный момент может отказаться убирать.

Ну не хочется ему. И у взрослых так бывает. Взрослым ведь тоже происходит оставить какое-то малоприятное дело и не делать его, из-за того что не хочется.

Не заставляйте его убирать и браниться. Ведь так только крепится плохое отношение к уборке. Я в подобных вариантах сажусь в эпицентр развала игрушек и говорю: «Хорошо, я помогу тебе, а ты просто подтолкни ко мне, то до чего мне не дотянуться».

В 90% случаев убираем в конце концов вместе.
Часто ребенок просит помочь. Всегда необходимо пытаться соглашаться. Очень часто очень просто присутствие рядом или довольно символическая помощь, к примеру, подержать коробку, в которую ребенок все складывает сам.

Бывает ситуации, когда нет возможности помочь. Я в подобных вариантах говорю, что «я очень хочу помочь, но не могу.

Могу помочь добрым словом».
Чего не необходимо делать? Не надо грозить, браниться, выступать из-за уборки. Если ребенок уперся и ни в какую, ни как не желает убирать, то необходимо просто смастерить это за него.

Ведь если пытаться заставить, то выйдет только дебош, сердитые родители и расстроенный ребенок. И убирать, быстрее всего, придется все равно взрослым.

Так нужно ли браниться? Ведь отношения куда важнее порядка в детской.

Как приучить ребенка к самостоятельности? Рекомендации родителям

Приходит время, когда каждый родитель приучает собственного ребёнка собственными силами есть, пить, одеваться, очищать зубы. Кажется, такие обычные и будничные вещи, которые любой ребёнок со временем обучиться делать. Но самодостаточность заключается не только в обычных физических навыках.

Чтобы вырастить в ребенке самодостаточность , следует также уделять акцентированное внимание и воспитанию волевой самостоятельности. Чтобы ребенок мог принимать обоснованные решения в собственной жизни и не боялся сделать погрешность.
Задача родителей- обучить собственного карапуза делать сознательный выбор. П риучить ребенка к самостоятельности следует с первых лет, ведь собственно в данный этап вырабатывается личность человека.

В данной заметке мы побеседуем про то, как обучить ребенка самостоятельности , какие бывают стили воспитания, какие ошибки допускают родители.

Как научить ребенка от 2 лет убирать свои игрушки — 10 важных шагов к самостоятельности

Что такое самодостаточность

Для того, чтобы приступать к воспитанию самостоятельного ребёнка, стоит понять, что такое самодостаточность.
Самостоятельность-это такое свойство человека, которое вырисовывается в предприимчивости, адекватной самооценке, критичности и способности быть ответственным за собственные действия и действия. Самостоятельный человек способен устанавливать перед собой цели, достигать их, может решать собственные проблемы, существовать независимо от прочих.
Самодостаточность — это не только физические умения и умения, самодостаточность — это жизненный образ, способность делать хороший выбор, решать задачи, отвечать за собственные действия, не зависеть от мнения остальных людей.
Воспитание самостоятельности у детей должно быть основано четырёх основных параметрах:

  • нужно формировать у новорожденного соответствующую самомнение
  • Развивать у собственного крохи предприимчивость
  • Развивать критическое мышление, конкретно у подростков
  • Воспитывать ощущение ответственности


Большинство родителей считают, что самостоятельными дети становятся ближе к 10-15 годам. В действительности, это неверное предположение.

В этом возрасте уже тяжело привить самодостаточность собственному ребёнку, ему будет не легко сделать что-то без дополнительной помощи и быть ответственным за собственные действия.
Когда ребенок становится самостоятельным? При правильном воспитании уже и в три года ребенок способен быть самостоятельным: он может о себе побеспокоиться, понимает собственные обязательства, имеет обычные умения самообслуживания.

У подобных детей лучше развиваются подобные свойства качества, как целеустремленность и уверенность в себе.

Почему дети не самостоятельные. Как это начинается

Однозначно, все родители хотят собственным детям только лучшего, заботятся про них, пытаются уберечь ребенка от всяких неудач, некоторые дают им чрезмерную опеку фактически во всем. Такие родители боятся, что, Проявив самодостаточность, ребёнок может осуществить погрешность.

Разумеется, гораздо быстрее покормить собственное чадо, пока он еще сам с огромным трудом доносит ложку с кашей до рта, надеть его, убрать за него игрушки. Но подобным образом родители пресекают всякую его инициативу.

Благодаря чему некоторые дети отрастают безинициативными и беспомощными людьми.
Очередной вариант-слишком суровые родители. В данном варианте ребенок просто боится сделать что-то собственными силами, вдруг у него не выйдет или сделает неверно, что может расстроить его маму или папу.

Выход для него всего один — не выражать инициативы, чтобы не нести никакой ответственности за собственные действия.
Самое лучшее время для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста начинается с возраста 2-3 лет. Собственно в данный этап малыши начинают становится наиболее инициативными. Наблюдая за окружающими, им хочется самим исполнять какие-нибудь действия.

Приходит говоря иначе период «я сам».
В таком возрасте ребенок начинает понимать, что он считается личностью, индивидуальной от родители, проверяет собственную самодостаточность, на что он сам способен, при этом наблюдая за реакцией взрослых.
Принципиально важно давать возможность ребенку быть самостоятельным, не надо все делать за него. Но это не значит, что небольшому человечку необходимо все разрешать.

Подобный подход может причинить вред, либо покалечить ребёнка. Родителям важно быть рядом, поддерживать кроху, помогать и объяснять.

Стили воспитания

50 лет тому назад психолог Диана Баумринд высказала мнение про то, что воспитание в семье выстраивается на подобных главных качествах, как сочувственность и требовательность. Благодаря разным комбинированиям данных качеств появляются разные типы воспитания.

Не обращая внимания на это, только один из них позволяет вырастить у новорожденного адекватное ощущение ответственности, при этом не нанося ущерба для его личности.

Авторитарный стиль

Родители, которые воспитывают собственных детей по этому же типу, достаточно капризны к собственному малышу. Акцентированное внимание они уделяют правилам и контролю. Они отлично знают, как правильно и неверно, что может быть не запрещается и запрещено, что вредно, а что полезно.

Родители убеждены, что только суровые правила способны защитить их чадо от самых разных неудач. Например если ребенок выполняет что-то не по правилам, его обязательно необходимо наказать, иначе он «сядет на шею».
В этом типе воспитания комбинируют высокая требовательность и невысокая сочувственность. Профессионалы в области психологии говорят, что подобные дети отрастают людьми трудолюбивыми, однако не уверенные в себе, безынициативными, с довольно невысокой самооценкой.

Дети авторитарных родителей не способны решить , они надеются на мнение более авторитетного человеке.

Потакающий стиль

Родители, которые воспитывают собственных детей согласно потакающему стилю, всегда вслушиваются к пожеланиям крохи и идут на встречу. Они верят, что разные запреты или наказания давно не важны и подобные методики в воспитании устарели.
Очень часто такие родители сами в раннем возрасте не получали достаточно заботы от своих родных. И подобным образом они пытаются компенсировать минус родительской ласки.

Например, взрослые могут не забывать, что их отец или мама были достаточно холодны к собственному ребёнку, и они думают : «я буду воспитывать собственного ребенка иначе». Потакающие родители хотят показать собственному малышу, что они не только мама и отец, но и его друзья.
В этом стилевом решении преимуществом считается высокая сочувственность. Требовательность тут минимальна.

Потакающий стиль воспитанности не считается правильным, так как родители, которые отказались от наказаний за проступки ребенка, рискуют вырастить эгоистичного, самовлюблённого человека, который станет считать, что ему все должны, а его желания должны осуществляться сию минуту.

Демократический стиль

Как сделать так, чтобы дети помогали по дому | Чек-лист домашних дел для ребенка

Самый лучший вид воспитания — демократический. Тут одинаково комбинируют требовательность и сочувственность.

Демократические родители умеют слышать собственного ребенка, учитывают его мнение. В то же время они могут использовать наказание за определённое поведение и действия (к примеру, когда ребёнок обижает иного, нетактично себя ведёт). Такие родители всегда могут объяснить ребенку, что конкретно их огорчило, почему последовало наказание или запрет.

Отношения всегда сооружаются на разговоре.
Демократические родители отличительны от авторитарных тем, что первые всегда дают ребёнку некую свободу в рамках разумного. Например, родители, воспитывающие детей демократичным стилем скажут ребенку: «ты можешь увидеть мультфильмы, но сначала убери собственные игрушки».

Такие дети учатся правильно воспринимать границы и отвечать за собственные действия.
В реальности, стили воспитания родителей могут разниться. К примеру, отец строгий, а мама довольно мягко относится к собственному ребенку. Родителям важно прийти к одному конкретному типу воспитания.

Лишь в данном варианте, карапуз начнёт понимать, что разрешено делать, а что — нет. Не нужно забывать про то, что ребенок обязан знать, что его слышат и его мнение тоже очень важно.

Как научить ребенка от 2 лет убирать свои игрушки — 10 важных шагов к самостоятельности

Как не надо воспитывать самодостаточность у ребёнка

Как научить ребенка самостоятельности [Супермамы]

Обучить ребенка быть самостоятельным в действительности не очень трудно, как может показаться. Часто родители, желая помочь собственному малышу, мешают адекватному развитию его личности.

Разумеется, когда ребенку год-два, он ещё не в состоянии сам себя полностью обслужить, и родители ещё долгие годы будут опекать и поддерживать собственного ребёнка. Но это не значит, что родители должны принимать всегда за него решение и исполнять какую-либо работу.
Распространенные ошибки родителей в воспитании самостоятельного ребёнка

  1. Властный тон. В данном варианте в комнате у новорожденного будет всегда чисто, однако не в виду того, что он сам этого желает, а из-за того что он просто боится пойти против воли родителей. В этом случае взрослые не дают возможности выбора, не берут во внимание мнение крохи.
  2. Подмена понятий. Тут родители по-всякому выгораживают ребёнка: «не хочешь убирать за собой игрушки? Не бойтесь, ты наверняка просто немного устал». Подмена понятий мешает развиваться чувству осознанности. А без этого нереально вырастить самодостаточность.
  3. Помощь из сочувствия. Ребёнок до последнего не берётся за уроки? Мамы или папы хотят помочь собственному чаду, из-за того что он ещё такой маленький и ему хочется сыграть. В данном варианте ребёнок не научится отвечать.
  4. Насмешки. По большей части, ребёнок молодого возраста ещё не может исполнять какие-нибудь просьбы взрослых также прекрасно, как сами родители. Он ещё не набрался необходимого опыта или ловкости. Нельзя ни в коем случае подшучивать или прикалываться, даже по-доброму, над результатами его деятельности. В другом случае, ребенок может потерять веру в себя и не захочет больше выражать инициативу.

Как вырастить самостоятельного ребенка

Занимаясь развитием самостоятельности у детей молодого возраста , родителям стоит запастись терпением. Ведь иногда легче взять и покормить ребенка, убрать за него игрушки и т.д., таким образом препятствуя его своей инициативе.

Лишь от родителей зависит, насколько самостоятельным, независимым и ответственным вырастит карапуз.
Ключевые советы, как помочь ребенку стать самостоятельным :

  1. Позволяйте ребенку делать самостоятельный выбор. Не надо все решать за ребёнка, дайте ему выбор: «сегодня пойдём гулять в парк или на площадку для детей?», «что будешь на завтрак: омлет или запеканку?», «какую кофточку оденем: зеленую или синюю?». Подобным образом, ребенок учится думать и принимать решение.
  2. Просите помощь у ребёнка, доверяйте несложные дела по дому. К примеру, помочь разобрать сумку с продуктами, выкинуть ненужный мусор во время уборки. Всегда нахваливайте ребёнка, даже в том случае, если результат вас не очень организовал. Ребенок будет знать, что мама ценит его помощь, и ему опять захочется помочь.
  3. Разрешите ребенку заниматься исследованием, получать опыт. Ребёнок может разобрать новую игрушку не из-за того что желает сломать её, ему интересно, как она устроена. Постарайтесь освободится от подобных слов, как «не трожь!», «не бегай!», «не прыгай!».
  4. Ребёнку постарше поручите исполнять повседневные обязанности, прививайте любовь к труду, к примеру, поливать цветы или менять воду для кошки или собаки. Первое время его придется контролировать и напоминать. Не нужно забывать стимулировать ребенка, а когда приходят гости, рассказывайте, какой у вас серьезный и самостоятельный ребёнок и, что из-за него, у вас на подоконнике растут такие привлекательные цветы.
  5. Не надо делать за ребенка то, что он сам уже умеет. Если ребёнок уже способен удерживать ложку и доносить до рта, разрешите ему своими силами есть.
  6. Учите ребёнка, показывайте на своем примере. Сначала покажите, как заправлять собственную постель, потом сделайте вместе, а уже после дайте ребенку делать это собственными силами.
  7. Разрешите ребёнку выполнять ошибки. После завтрака предложите собственному малышу вымыть за собой тарелку. И не имеет значение, как хорошо он это сделает. Не осуждайте, наоборот, похвалите его, а сами, пока ребенок увлечён игрой, вымойте как следует.
  8. Подумайте над каждыми собственными запретами. Разумеется, есть нужные запреты для безопасности ребенка (переходить дорогу в неположенном месте, объедаться сладостями), но иногда слово «нельзя» родители произносят для собственного же удобства. Ведь легче воспретить ребенку трогать швабру, чем показать, как правильно мыть пол.
  9. Помогайте, когда ребёнок просит. Научите ребенка, чтобы в случае, когда он собственными силами не в силах что-то сделать, просил вас о помощи. Однако это не обязано выглядеть так, что ваше чадо не желает убирать игрушки, из-за того что устал, и вы здесь же начинаете заниматься уборкой. Нет, тут помощь родителей абсолютно не требуется. Ребёнку нужно помогать, если на самом деле он не может справиться собственными силами с какой-нибудь задачей.
  10. Создайте условия для самостоятельного занятия или игр. Например, заниматься творчеством. Если ребёнок уже довольно взрослый, ему необязательно лепить, рисовать, либо делать аппликации под надзором взрослого. И не нужно забывать о свободе выбора, пускай ребенок сам решит, желает ли он сегодня лепить или рисовать. Учите ребенка собственными силами искать себе занятия.
  11. Просите у ребёнка совета или мнения. Когда ребенок был ещё слишком маленький, родители все решали за него. Если держаться такого поведения и дальше, то ребёнок привыкает к тому, что за него способны решить любую проблематику. А если вы советуетесь с собственным ребёнком, он ощущает собственную важность.
  12. Верьте в собственного ребенка. Если вы поддерживаете ребенка, верите в его силы, то в последствии это даст очень большой успех в воспитании самостоятельности. Нахваливайте, говорите ему. что у него все выйдет, задавайте вопросы. необходима ли ему ваша помощь.
  13. Попытайтесь остерегаться гиперопеки. Не надо регулярно водить ребенка за руку, воспрещать быстро ездить на велосипеде и так дальше. Таким образом вы подавляете его инициативу и у новорожденного может развиться не очень равноценная самомнение.
  14. Подавайте хороший пример. Ведь малыши всегда копируют поведение близких. Если вы никогда не моете посуду после принятия пищи, то и ребенок, вероятней всего, никогда делать этого не будет.


Подводя итоги, можно сказать, что очень важное для воспитания самостоятельного ребёнка — это просто не мешать ему и не делать за него то, что он сам может, а исключительно демонстрировать и направлять. Не надо искать объяснения в недостаток времени (легче ребенка покормить или надеть), или что ребенок ещё слишком маленький.

Таким образом родители понемногу с каждым разом все больше и больше препятствуют развитию самостоятельности и предприимчивости ребенка.
Сейчас существует множество полезных книг и уроков на тему « как приучить ребенка к самостоятельности «. Предлагаем вам пройти онлайн-интенсив Елены Даниловой по развитию самостоятельности и ответственности «Я сам». Автор даёт довольно много познавательной информации о воспитании самостоятельности у детей с 1 года и до 12 лет.

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *