Разница между литературой и другими видами искусства

 

В чем сходство литературы и живописи? В чем плюсы литературы перед живописью?

Вопросы для подготовки к контрольной работе
По теории литературы за 1 семестр 2009 г.

I тема. Структура современного Литературоведения.

1.

Какие значения имеет термин «литература» в русском языке?
1.произведения письменности, имеющее социальное значение (научная, мемуарная, древнерусская).

2.Письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма).

3. Совокупность произведений, какой нибудь отрасли знания, по какому–нибудь специализированному вопросу (политическая, техническая).
Назовите ключевые разделы литературоведения и проверьте их функции в науке о литературе и то, как они между собой связаны?

Наука о художественной литературе многопланова. В ее составе отличаются научные дисциплины неоднозначного рода.

Первые классически именуются вспомогательными Вторые дисциплины именуются «главными отраслями литературоведения» (Ю.В.Манн).

Это:
1. История литературы – широкая область определенных исследований историко-литературных фактов и связей между ними, она составляет научный центр о литературе.

ИЗУЧАЕТ ОБРАЗНОЕ Изображение Реальности.
2. Доктрина литературы имеет самые разные разделы Ее центральное звено – общая поэтика – это учение о литературном произведении, его составе, структуре и функциях, а еще о родах и жанрах литературы.

Также в нее еще входят методология литературоведческих исследований и стиховедение. ( Один из разделов науки о литературе, изучающий природную и общественную функцию литературного искусства. ИЗУЧАЕТ СТРУКТУРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ).

3. Литературная критика (рассмотрение только что вышедших произведений из под пера писателей).
Первый раздел изучает образное изображение реальности,

Второй – изучение структуры произведения
3-ий – изучение литературного процесса

Назовите подсобные историко-литературные дисциплины, которые вы знаете?
Наука о художественной литературе многопланова.

В ее составе отличаются научные дисциплины неоднозначного рода. Первые классически именуются вспомогательными.

Эти дисциплины считаются вместе с тем и служебными, базовыми, фундаментальными, потому что придают литературоведению фактографическую, эмпирическую, надежность. Такие библиография, источниковедение (также архивоведение), текстология(во многих случаях которая основана на данных палеографии) в их литературоведческих качествах.

Как дополняют друг друга в рамках литературоведения доктрина литературы и литературная критика?
Доктрина литературы в себя включает учения о сущности литературы как вида искусства, а еще о закономерностях ее нахождения и движения в истории, а литературная критика занимается изучением литературного процесса.

Яркий ОТКЛИК На Творение СОВРЕМЕННИКА.
Как дополняют друг друга в рамках литературоведения доктрина литературы и история литературы?

Доктрина литературы – призвана обобщать сделанное в области истории литературы, активизировать и направлять определенные литературоведческие исследования, давать им познавательную перспективу. В отношении к истории литературы она считается дополнительной дисциплиной, но обладает самостоятельной гуманитарной значимостью.

История ЛИТЕРАТУРЫ ОСУЖДАЕТ, НО ГЛЯДЯ Назад. Доктрина ЛИТЕРАТУРЫ ИЗУЧАЕТ СТРУКТУРУ.

Что изучает палеография?
Это наука о развитии письменности, о древних рукописях, имеющая целью обозначение времени и места их появления по внешнему виду и письму.

Она изучает монументы древней письменности, устанавливает место и время их создания, определяет материалы и орудия письма, изучает системы сокращений и тайнописи, украшение и оформление рукописей и книг. ИЗУЧАЕТ Старинное ПИСЬМО

Что изучает текстология?

Отрасль филологии, изучающая произведения письменности, литературы и фольклора в целях критичной проверки, установки и организации их текстов для последующего исследования и статьи. Важнейшую задачу текстологии представляет установление, другими словами диахроническое, исторически осмысленное и критическое прочтение текста на основе изучения источников (рукописей, печатных изданий), раскрытие их генеалогии и интерпретация переработок (редакций, вариантов), обозначение искажений (редакторами, цензурой).

Очень важное прикладное использование текстологии – издание текста произведения. ИЗУЧАЕТ Историю ПРОИЗВЕДЕНИЯ

8. Каковы задачи историографии в рамках литературоведения?

Задачей историографии считается изучение круга литературы по конкретной теме, история вопроса
Какие самостоятельные разделы выделяются в середине теории литературы?

Доктрина литературы имеет самые разные разделы Ее центральное звено – общая поэтика – это учение о литературном произведении, его составе, структуре и функциях, а еще о родах и жанрах литературы. Также в нее еще входят методология литературоведческих исследований и стиховедение.

СТИХОВЕДЕНИЕ, ПОЭТИКА, Стиль.
10.

Какая роль библиографии в как дополнительной дисциплина для литературоведческих исследований?
II тема.

Литература и остальные виды искусств

1. Проверьте литературу как вид искусства по всем знаменитым вам классификациям?
В чем сходство литературы и живописи?

В чем плюсы литературы перед живописью?

Трактат Лессинга «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии». Живопись, при первом взгляде, занимается изготовлением вещей.

Золотой век испанской культуры — Ирина Ершова

Они пользуются вещами, как знаками. Из них они делают невербальные тексты.

Литература отличается тем, что пользуется наиболее совершенной семиотической системой – настоящим человеческим языком.

Живопись применяет « тела и краски, взятые в пространстве, поэзия – членораздельные звуки, воспринимаемые во времени». Предметы, которые сами по себе или части которых сосуществуют друг подле друга, называются телами.

Поэтому, тела с их видимыми характеристиками и составляют предмет живописи.
Предметы, которые сами по себе или части, которых идут одни за иными, называются действиями.

Итак, действия составляют предмет поэзии.

Нестандартным предметом поэзии – события и действия изображенных лиц, в живописи – их телесные свойства. Сами художественные задачи поэта и живописца теже самые.

Поэт старается сделать идеи, которые он возбуждает в нас, настолько живыми, чтобы мы воображали, словно мы приобретаем на самом деле эмоциональное представление об изображаемых предметах.
В литературе наглядность заменяется потрясающей силой воображаемого предмета, благодаря которой он становится как бы зримым, однако не соотносится с эмпирической реальностью.

3. В чем сходство литературы и музыки? В чем плюсы литературы перед музыкой?

Музыка и литература принадлежат к временному искусству, к искусству изобразительного типа.

Артист и поэт воспринимают жизнь слыша. Но людям важно не их восприятие, а то, чтобы они творили слышимую жизнь, населяя мир звучанием.

Сложилась особенная традиция в изучении «музыкальности» лирики и стиха.

Мы можем услышать творение музыканта и писателя.

Понятие об интерпретации

Литература как вид искусства. Отличие литературы по сравнению с другими видами искусства.

Лессинг об особенности литературы.
Различные виды искусства имеют различные эстетические возможности воздействия на человека.

Эмоциональное наполнение жестов и пластики в хореографии, возможность действия на подсознание, заразительная сила музыки. Схема планов в кино, за счёт монтажа может быть создан оригинальный образ, особенно уникальна мультипликация.

Однако есть подобное заявление, что литература как вид искусства наиболее универсальна. Многофункциональной возможностью обладает слово.

Литература пользуется настоящим языком, который доступен всем. Языковая система появилась в цивилизации для многофункционального выражения реальности.

Подтверждения многофункциональности литературы:1.

Литература способна воздавать собою содержания прочих видов искусства. Словом можно передать облик внешности, можно передавать эмоции, слово способно восстанавливать действия как театр.

2. Во многих видах искусства есть литературная основа. 3. В словесном образе заключено много смыслов и цветов, словесный образ не имеет чётких конкуров и границ, это и дает прекрасную возможность создавать на основе одного литературного произведения много интерпретаций.

Литература богаче, раз позволяет трактовать себя прочими видами искусства. Адекватный перевод одного искусства на иное нереален.

1)Искусство временное — развивающееся во времени — театр, кино, музыка. Мы не можем пойти против времени (пропуск фрагмента.

2)Искусство пространственное — развивающееся в пространстве — пластическое ис-во — живопись, статуя. Не задано время понимания.

В картине заложены пространственные ориентиры — дизайнер знает, на что зритель должен обратить собственное внимание сначала. На этом фоне лит-ра — синтез временного и пространственного.

Лит-ра имеет некоторые отрезки, части — это связано со словом. Любой из элементов может быть представлен отдельно.

Можно изолировано относиться к звуку или слову, судить о фразе, об абзаце, о главе.

Всегда можно прервать временной ход произведения, автор не задает его. Автор не знает скорости чтения, и читатель может всегда чтения остановиться.

Временное творение — его автор знает, как продолжительно будет тянуться его творение, как продолжительно будет идти восприятие произведения. Может быть нарушение ритма, убыстрение хода.

В лит. произведении время не заложено, имеется возможность прерваться.

В театре это нереально, обязательно есть опред. настрой. В лит-ре мы возвращаемся к одному и тому же, имеется возможность вернуться и возобновить то, что нам нужно.

Временная структура худ.произведения более свободна.

Мы воспринимаем все таким, какое есть в лит.произведении, но одновременно это восприятие может быть у каждого собственное, слово воспринимается по-разному. Любое иллюстрирование текста — это искажение того, что передано текстом.

Слово нематериально.

Нет отчетливости как в живописи, на фотографии (стол в лит. произведении намного более общий, чем на картине). Слово в себе несет и сильное и слабое начало.

Лит-ра и музыка:1) временные различия 2) сущ-ть: в лит.произведении — набор слов смысловой ореол сущ. лит.произведения. В муз. произведении нет конкретной привязки, не несет прямых ассоциаций, но мы все же иногда относимся к набору звуков эмоционально.

Нота — звучание, однако не смысловое значение, в отличии от слова приобретает временные хар-ки. Музыка более свободна от смысловой заданности, чем лит-ра.

Специфич. формы словесного искусства — сущ-т некоторые разряды лит.произведений, которые плотно связаны с прочими видами искусства: драматургия — с театром, поэзия и графика (когда автор сам иллюстрирует собственное творение).
Лессинг в статье «Лаокоон, или О границах живописи» предоставил первую научную классификацию: дробление на пространственные и временные искусства.

Иногда мы постигаем художественный образ сразу и полностью, иногда подробно. Живопись, архитектура, статуя — сразу, литература — по частям.

Сюжет книги: выбери один из шести. Литературных сюжетов всего 6 штук

В литературе все понемногу.
В восемнадцатом веке появился трактат Лессинга о разграничении живописи и искусства слова.

Архетипы в истории. Часть первая

Лессинг сравнивает Лаокоона в группе скульптур и в поэме Вергилия «Энеида». До Лессинга никто не обращал внимания на словесную природу, литература воспринималась как живопись с помощью слов.

Он увидел, что у литературы прочие возможности: она имеет право передать явление в динамике мира и жизни, а не статичность искусства живописи. Так что Лессинг первый раз отметил тот момент, что литература ни в чем не уступает живописи, а даже в большинстве случаев её превышает.

Литература во многих случаях лучше постигает собственный предмет, чем живопись или статуя. Лессинг говорит про то, что литература, в отличии от прочих искусств, может изобразить то, что иным просто не под силу — что снится герою, те явления и процессы, которые незаметны (мысли, переживания).

В литературоведении термин «интерпретация» значит объяснение, постижение целостного смысла художественного произведения, его идеи, концепции. Отличают интерпретацию читательскую (первичную), научную и творчески-образную.

Первичная интерпретация основывается на том общем впечатлении и понимании художественного произведения, которое получает читатель при его прочтении; первичная интерпретация не всегда оформляется в сознании читателя в логические конструкции, оставаясь часто в виде переживания, настроения, чувства. Критик, отправляясь от своих читательских эмоций (первой интерпретации) формулирует их весьма четко и потом проверяет анализом, из-за чего рождается научная интерпретация, которая претендует уже на статус объективной истины и от которой благодаря этому требуется практическая, закономерная и чувственная доказательность.

Творчески-образная интерпретация – это «перевод» литературно-художественных произведений на язык иных искусств(экранизация, сценическая постановка и т.п.).
В силу свойственной художественному образу трудности, а порой и многозначности многие художественные произведения могут порождать разные, очень часто прямо противоположные интерпретации, что вызывает литературно-критические и научные споры.

Благодаря этому центральной трудностью теории и практики интерпретации была и остается проблема ее верности, адекватности. С самого начала творение интерпретировалось для того, чтобы правильно понять его смысл, адекватно воспринять то содержание, которое в него вложено.

Проблемы верности, правильности интерпретации постоянно были в центре внимания интерпретаторов, являлись предметом критических споров. И познавательные задачи интерпретации нельзя заменять никакими иными целями – ни самовыражением, ни стремлением выигрышно показать идею, ни желанием проверить эстетическое своеобразие произведения, ни, наконец, стремлением не смотря ни на что дать собственное, экстравагантное прочтение.

Тут необходимо вспомнить, что самые необычные интерпретации рождаются, в основном, не из стремления к необычности, а благодаря глубокому постижению произведения.
Не нашли то, что искали?

Воспользуйтесь поиском:

Литература как вид искусства

Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка.
Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка.

Характерность художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал взамен словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или вместе с ним (театр, кино, песня, зрительная поэзия), с другой стороны — с другими типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Более того, художественная литература, как и прочие виды искусства, соединяет авторские (включая неизвестные) произведения в отличии от принципиально которые не имеют автора произведений фольклора.

Материальным носителем образности литературных произведений считается слово, получившее письменное осуществление (лат. littera — буква). Слово (также эстетическое) всегда что-то означает, имеет предметный характер.

 

Литература, Другими словами, принадлежит к числу изобразительных искусств, в широком смысле предметных, где воссоздаются единичные явления (лица, события, вещи, чем-то вызванные умонастроения и на что-то направлены импульсы людей). В данном отношении она подобна живописи и статуе (в их преобладающей, «фигуративной» разновидности) и разнится от искусств неизобразительных, непредметных.

Последние называют экспрессивными, в них запечатлевается характер переживания вне его прямых связей с какими-либо предметами, фактами, событиями. Такие музыка, танец (если он не переходит в пантомиму — в изображение действия при помощи телодвижений), узор, так именуемая отвлеченная живопись, архитектура.

Литература по родам

Э?пос (др.-греч. ???? — «слово», «повествование») — повествование о событиях, возможных в прошлом (как бы совершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпические произведения описывают внешнюю в отношении к автору объективную реальность.

Описание героев сконцентрировано на их поведении и поступках, а не на внутреннем мире, как в лирике. Романы-жизнеописания, широко известные в девятнадцатом веке, относятся к эпическим произведениям.

Примерами служат Война и Мир Льва Толстого, Красное и Чёрное Стендаля, Сага о Форсайтах Голсуорси и остальные. Наименование жанр получил от народных поэм-песен, сложенных в античности, также именуемых эпосом.

Эпические жанры: легенда, былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, роман-эпопея, сказка, эпопея, художественный набросок.
Лирика — род литературы, который базируется на обращении к сфере внутреннего — к состояниям человеческого сознания, чувствам, впечатлениям, переживаниям.

Если даже в произведениях есть повествовательный компонент, лирическее творение всегда субъективно и сконцентрировано на герое. Параметрами лирического произведения являются «сжатость», «монологичность», «единство лирического сюжета» и «мгновенность» («точечность», «актуальность»).

Большинство лирических произведений относится к поэзии.
Лирические жанры: хвала, письмо, стансы, элегия, эпиграмма, мадригал, эклога, эпитафия.

Драма — род литературы, воспроизводящий прежде всего внешний для автора мир — действия, отношения людей, конфликты, однако в отличие от эпоса имеющий не повествовательную, а диалогическую форму. В драматических произведениях текст от лица автора носит эпизодический характер, большей частью исчерпывается ремарками и пояснениями к сюжету.

Большинство драматических произведений пишется для постановки в театре.
Драматические жанры: драма, комедия, трагедия, трагикомедия, водевиль, фарс, мелодрама.

Типы текста по структуре

Прозаическим считается такой литературный текст, в котором отдельный, свободный от речевого ритм не вторгается в языковую ткань и не оказывает влияние на содержание. Известен, впрочем, большой ряд пограничных явлений: многие прозаики осознанно придают собственным произведениям некоторые признаки стихотворности (можно вспомнить сильно ритмизованную прозу Андрея Белого или зарифмованные части в романе Владимира Набокова «Дар»).

О точных границах между прозой и поэзией не заканчивается спор критиков различных стран на протяжении последнего столетия.
Проза повсеместно применяется в литературе — при разработке романов, коротких историй и т. д. Отдельные варианты подобных произведений известны уже много веков, но в самостоятельную форму литературных произведений они развились не так давно.

Роман — самая популярная разновидность сегодняшней прозы (тем не менее, в литературе известен и роман в стихах) — собой представляет весьма длинное повествование, охватывающее существенный период жизни нескольких либо одного героев и описывающее данный период с глубокой подробностью. Как популярный жанр романы возникли сравнительно поздно, хотя уже в позднеантичное время сложился древний роман, в большинстве случаев близкий по устройству и задачам к современному.

Среди первых традиционных образцов европейского романа можно отметить «Гаргантюа и Пантагрюэля» (1533—1546) Франсуа Рабле и «Дон Кихота» (1600) Сервантеса. В азиатской литературе к роману в сегодняшнем понимании близки более ранние произведения — к примеру, китайский традиционный роман «Троецарствие» или японский«Гэндзи-моногатари» («Повесть о принце Гэндзи»).

В странах Европы ранние романы не рассматривались в качестве положительной литературы, их создание казалось абсолютно не трудным. Позднее, впрочем, стало ясным, что и проза способен обеспечивать эстетическое удовольствие без вовлечения поэтических техник.

Плюс ко всему, отсутствие жёстких рамок поэзии позволяет авторам глубже сосредоточиться на содержании произведения, полнее работать с деталями сюжета, по существу, полнее, чем это можно ждать даже от повествований в стихотворной форме. Такая свобода также позволяет авторам проводит эксперименты с разными стилями в рамках одного произведения.

В общем случае, стихотворение — это литературное творение, обладающее особенной ритмической структурой, не вытекающей из естественного ритма языка. Характер этого ритма бывает очень разным в зависимости от параметров самого языка: так, для языков, в которых важное имеет значение отличие гласных звуков по долготе (такой, к примеру, древнегреческий язык), естественно появление стихотворного ритма, выстроенного на упорядочении слогов по признаку долготы/краткости, а для языков, в которых гласные отличаются не долготой, а силой выдоха (подавляющее множество современных европейских языков устроено собственно так), естественно применение такого стихотворного ритма, который организовывает слоги по признаку ударности/безударности.

Так появляются различные системы стихосложения.
Для русского слуха обычный вид стихотворения связан с силлабо-тоническим ритмом и наличием в стихотворении рифмы, но ни то, ни другое не считается в реальности нужной чертой поэзии, отличающей её от прозы.

В общем роль ритма в стихотворении состоит не только в придании тексту своеобразной музыкальности, но также и в том влиянии, которое этот ритм оказывает на смысл: благодаря ритму некоторые слова и выражения (к примеру, оказавшиеся в конце стихотворной строки, зарифмованные) оказываются в стихотворной речи отмеченными, акцентированными.
Поэтическая речь до недавнего времени, чем прозаическая, была осознана как особенное явление, присущее собственно литературному тексту и отличающее его от обыкновенной бытовой речи.

Первые знаменитые литературные произведения — в основном, древние эпосы (к примеру, шумерское «Сказание о Гильгамеше», датируемое около 2200—3000 лет до н. э.) — это тексты стихотворные. В то же время стихотворная форма не обязательно связана с художественностью: формальные характерности поэзии помогают ей исполнять мнемоническую функцию, а поэтому в очень разный период времени в различных культурах были популярны научные, юридические, генеалогические, педагогические сочинения в стихах.

Художественные методы и направления

  • Барокко — направление, отличающееся комбинированием реалистических описаний с их аллегорическим изображением. Повсеместно применялись символы, метафоры, театральные приёмы, насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Для литературы барокко свойственны стремление к многообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и собиранием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастностях (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность).
  • Классицизм — направление, ключевым предметом искусства которого был инцидент между общественным долгом и собственными страстями. Высокого развития достигли также «невысокие» жанры — легенда (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер).
  • Сентиментализм — направление, делающее упор на читательское восприятие, другими словами на чувственность, появляющуюся при их прочтении, отличается склонностью к идеализации и морализаторству.
  • Романтизм — многоплановое направление, отличающееся интересом к возвышенному, фольклору, мистике, путешествиям, стихиям, теме добра и зла.
  • Реализм — направление в литературе, наиболее правдиво и объективно описывающее настоящий мир, сосредоточенное на описании близких к настоящим судеб, обстоятельств и событий.
  • Натурализм — поздняя стадия развития реализма в литературе конца XIX-начала 20 века. Писатели стремились к наиболее бесстрастному и объективному воспроизведению реальности методами литературного «протоколирования», к превращению романов в документ о состоянии общества в определённом месте и времени. Публикация многих произведений сопровождалась скандалами, так как натуралисты не стеснялись откровенно фиксировать обиход грязных трущоб, злачных мест и борделей — тех мест, которые в намного ранней литературе изображать было не принято. Человек и его действия понимались как обусловленные физиологической природой, наследственностью и средой — социальными условиями, бытовым и материальным окружением.
  • Символизм — направление, в котором символ становится важным элементом. Символизм определяет экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и широкий диапазон влияний. Символисты применяли недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Ключевым настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Все «природное» представало лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.
  • Авангардизм — многозначный термин, характеризующий антитрадиционный по форме способ выражения.
  • Модернизм — совокупность течений в литературе первой половины 20 века. Связан с подобными тезисами, как поток сознания, потерянное поколение.
  • Социалистический реализм — направление в литературе СССР и стран Соцсодружества, носившее агитационный характер и поддерживавшееся властью с целью идеологического воспитания народа и построения коммунизма. Прекратил своё существование после падения Коммунистического режима и отмены цензуры.
  • Постмодернизм — направление в литературе, основанное на игре со смыслами, иронии, оригинальном построении текстов, совмещении жанров и стилей, вовлечении читателя в процесс искусства.

Художественный образ

Говоря о знаковом процессе в составе жизни человечества (семиотике), профессионалы обнаруживают три нюанса знаковых систем: 1) синтактика (отношение знаков друг к другу); 2) семантика (отношение знака к тому, что то означает: означающего к означаемому); 3) прагматика (отношение знаков к тем, кто ими оперирует и их воспринимает).
Знаки некоторым образом классифицируются.

Они соединяются в три обширные группы:

  1. индексальный символ (символ-индекс) указывает на предмет, однако не определяет его, он опирается на метонимический принцип смежности (дым как свидетельство о пожаре, череп как предупреждение об опасности для жизни);
  2. символ-символ считается относительным, тут означающее не имеет ни сходства, ни связи с означаемым, каковы слова естественного языка (не считая звукоподражательных) или элементы математических формул;
  3. иконические знаки воспроизводят некоторые качества означаемого либо его целый вид и, в основном, обладают наглядностью. В ряду иконических знаков отличаются, во-первых, диаграммы — схематические воссоздания предметности не совсем определенной (графическое обозначение развития промышленности или эволюции рождаемости) и, второе, образы, которые адекватно воссоздают чувственно воспринимаемые свойства обозначаемого единичного предмета (фотографии, репортажи, а еще запечатление плодов наблюдения и вымысла в произведениях искусства).

Аналогичным образом, понятие «символ» не отменило классических представлений об образе и образности, но поставило эти представления в новый, очень широкий смысловой контекст. Понятие знака, сегодняшнее в науке о языке, значимо и для литературоведения: во-первых — в области изучения словесной ткани произведений, второе — при обращении к формам поведения действующих лиц.

Художественный выдумка

Художественный выдумка на первых этапах появления искусства, в основном, не осознавался: архаическое понимание не разграничивало правды исторической и художественной. Однако уже в народных сказках, которые никогда не предоставляют себя за зеркало реальности, осознанный выдумка достаточно ярко выражен.

Суждение о художественном вымысле мы находим в «Поэтике» Аристотеля (гл. 9–историк рассказывает о случившемся, поэт — о потенциальном, про то, что могло бы случиться), а еще в работах философов эпохи эллинизма.

На протяжении ряда веков выдумка выступал в литературных произведениях как повальное достояние, как наследуемый писателями у предшественников. Практически всегда это были классические персонажи и сюжеты, которые каждый раз как-то трансформировались (так дело обстояло, например, в драматургии Возрождения и классицизма, широко использовавшей древние и средневековые сюжеты).

Намного больше, чем это бывало до недавнего времени, выдумка проявил себя как индивидуальное достояние автора в эру романтизма, когда воображение и фантазия были осознаны в качестве важнейшей грани человеческого бытия.
В послеромантические эпохи художественный выдумка несколько сузил собственную сферу.

Полету воображения писатели XIX в. часто предпочитали прямое наблюдение над жизнью: персонажи и сюжеты были приближены к их прототипам. По словам Н.С.

Лескова, настоящий писатель — это «записчик», а не выдумщик: «Где писатель перестает записчиком и выполняется выдумщиком, там пропадает между ним и обществом всякая связь». Напомним и знаменитое суждение Достоевского про то, что пристальный глаз способен в самом обыденном факте выявить «глубину, какой нет у Шекспира».

Российская традиционная литература была более литературой домысла», чем вымысла как такового. Перед началом XX в. выдумка иногда расценивался как нечто устаревшее, отвергался во имя воссоздания настоящего факта, документально подтверждаемого.

Эта крайность оспаривалась. Литература этого века — как и прежде — широко опирается и на выдумка, и на невымышленные события и лица.

При этом отказ от вымысла во имя движения правде факта, во многих случаях оправданный и конструктивный, навряд ли может стать магистралью художественного искусства: без опоры на вымышленные образы искусство и, в особенности литература непредставимы.
При помощи вымысла автор обобщает факты реальности, воплощает собственный взгляд на мир, показывает собственную творческую энергию.

Понятие художественного вымысла проясняет границы (иногда очень расплывчатые) между произведениями, притязающими на то, чтобы быть искусством, и документально-информационными. Если документальные тексты (словесные и зрительные) с «порога» исключают возможность вымысла, то произведения с установкой на их восприятие в качестве эстетических охотно его допускают (даже в том случае, когда авторы обходятся воссозданием действительных фактов, событий, лиц).

Сообщения в текстах эстетических находятся как бы по ту сторону истины и лжи. При этом феномен художественности может появляться и при восприятии текста, сделанного с установкой на документальность: «… для этого вполне достаточно сказать, что нам не интересно истинность этой истории, что мы читаем ее, «как если бы она была плодом сочинительства».

При этом имеют место две тенденции художественной образности, которые обозначаются терминами условность (акцентирование автором нетождественности, а то и констрастности между изображаемым и формами реальности) и жизнеподобие(нивелирование аналогичных различий, создание иллюзии тождества искусства и жизни).

Литература как искусство слова

Художественная литература — явление многоплановое. В ее составе выделимы две главные стороны.

Первая — это вымышленная предметность, образы «внесловесной» реальности, о чем шла речь выше.

Вторая — собственно речевые конструкции, словесные структуры. Двухаспектность литературных произведений дала ученым основание говорить про то, что художественная словесность соединяет в себе два различных искусства: искусство вымысла (явленное в основном в литературной прозе, относительно не сложно переводимой на прочие языки) и искусство слова как таковое (определяющее вид поэзии, которая утрачивает в переводах едва ли не самое основное).

Собственно словесный нюанс литературы, со своей стороны, двупланов. Речь тут предстает, во-первых, как средство изображения (финансовый носитель образности), как способ оценочного освещения внесловесной реальности; и, второе, в качестве предмета изображения — кому-то принадлежащих и кого-то характеризующих высказываний.

Литература, говоря по другому, способна воспроизвести речевую деятельность людей, и это особенно резко выделяет ее от всех других видов искусства. Только в литературе человек предстает говорящим, чему придал большое значение М.М.

Бахтин: «Важная особенность литературы — язык тут не только коммуникационное средство и выражения-изображения, но и объект изображения». Ученый утверждал, что «литература не просто применение языка, а его эстетическое познание» и что «главная проблема ее изучения» — это «проблема взаимоотношений изображающей и изображаемой речи».

Литература и искусственные искусства

Художественная литература принадлежит к числу называемых по другому обычных, илиодносоставных искусств, которые опираются на один финансовый носитель образности (тут это — письменное слово). Одновременно с тем она тесными узами связана с искусствамиискусственными (многосоставными), объединяющими в себе несколько различных носителей образности (такие ансамбли архитектуры, «вбирающие» в себя скульптуру и живопись; театр и киноискусство в их ведущих разновидностях); вокальная музыка и т. п.

Исторически ранние синтезы являли собой «комбинирование ритмованных, орхестических (танцевальных. — В.Х.) движений с песней-музыкой и элементами слова». Однако это было еще не собственно искусство, а синкретическое творчество (синкретизм — слитность, нерасчлененность, характеризующая первое, неразвитое состояние чего-нибудь).

Синкретическое творчество, на основе которого, как показал А.Н. Веселовский, потом сформировалось словесное искусство (эпос, лирика, драма), имело форму обрядового хора и обладало мифологически-культовой и магической функцией.

В обрядовом синкретизме отсутствовало разграничение лиц действующих и воспринимающих. Все были и сотворцами, и участниками-исполнителями совершаемого действа.

Художественная литература — искусство слова

Хороводное «предыскусство» для архаических племен и первых государств было ритуально необходимым (принудительным). По Платону, «петь и танцевать должны радикально все, все государство полностью и притом всегда многообразно, без конца и умиленно».

По мере упрочения художественного искусства как такового очень большую роль обретали искусства односоставные. Безраздельное первенство искусственных произведений не устроило человечество, так как оно не творило предпосылок для свободного и широкого проявления индивидуально-творческого импульса художника: каждый отдельный вид искусства в составе искусственных произведений оставался стесненным в собственных возможностях.

Даже не удивляет благодаря этому, что многовековая история культуры сопряжена с неуклонной разделением форм художественной деятельности.
Одновременно с тем в XIX в. и перед началом Двадцатого столетия много раз давала о себе знать и другая, противоположная тенденция: немецкие романтики (Новалис, Вакенродер), а позднее Р. Вагнер, Вяч.

Иванов, А.Н. Скрябин предприняли попытки вернуть искусство к изначальным синтезам.

Так, Вагнер в книге «Опера и драма» расценивал отход от исторических первых синтезов как грехопадение художества и ратовал за возвращение к ним. Он говорил об большой разнице между «отдельными видами искусства», эгоистически разъединенными, ограниченными в собственной обращенности лишь к воображению, — и «настоящим искусством», направленным «к чувственному организму во всей его полноте» и сочетающим в себе разные варианты искусства.

Но аналогичные попытки решительной перестройки художественного искусства были неудачными: односоставные искусства остались беспорной ценностью художественной культуры и ее доминантой. Перед началом нашего века небезосновательно говорилось, что «искусственные искания выводят за границы не только некоторых искусств, но и искусства вообще».

Литература имеет две формы бытования: она есть и как односоставное искусство (в виде произведений читаемых), и в виде бесценно важного компонента искусственных искусств. В самой большой мере это можно отнести к драматичным произведениям, которые по собственной сущности предназначаются для театра.

Но и остальные роды литературы причастны синтезам искусств: лирика вступает в контакт с музыкой (песня, романс), выходя за рамки книжного бытования. Лирические произведения охотно интерпретируются актерами-чтецами и режиссерами (при разработке сценических композиций).

Повествовательная проза тоже находит себе дорогу на сцену и на экран. Да и сами книги очень часто предстают как искусственные художественные произведения: в их составе важны и написание букв (тем более в старых рукописных текстах, и орнаменты, и иллюстрации.

Участвуя в эстетических синтезах, литература даёт другим видам искусства (прежде всего театру и кино) богатую пищу, оказываясь наиболее щедрым из них и находясь в роли дирижера искусств.

Литература и средства массовой коммуникации

В различные эпохи предпочтение отдавалось разным видам искусства. В древности наиболее влиятельна была статуя; в составе эстетики Возрождения и XVII в. доминировал опыт живописи, которую теоретики в большинстве случаев предпочитали поэзии; в русле этой традиции — трактат раннего французского просветителя Ж.-Б.

Дюбо, полагавшего, что «власть Живописи над людьми более сильна, чем власть Поэзии».
Потом (в XVIII, еще более — в XIX в.) на авансцену искусства выдвинулась литература, исходя из этого случился сдвиг и в теории.

Лессинг в собственном «Лаокооне» в противовес классической точке зрения акцентировал плюсы поэзии перед живописью и скульптурой. По мысли Канта, «из всех искусств первое место держит за собой поэзия».

С еще большей энергетикой возвышал словесное искусство над всеми другими В.Г. Белинский, утверждающий, что поэзия есть «высший род искусства», что она «заключает в себе все детали иных искусств» и потому «собой представляет всю целость искусства».

В эру романтизма роль лидера в мире искусства с поэзией делила музыка. Позднее сознание музыки как высшей формы художественной деятельности и культуры как такой (не без влияния Нищие) получило небывало большое распространение, тем более в эстетике символистов.

Собственно музыка, по мнению А.Н. Скрябина и его единомышленников, призвана сосредоточить вокруг себя все другие искусства, а в конечном итоге — изменить мир.

Знаменательны слова А.А.

Блока (1909): «Музыка потому самое идеальное из искусств, что она наиболее выражает и отражает план Зодчего Музыка творит мир. Она есть духовное тело мира Поэзия исчерпаема так как ее атомы несовершенны — менее подвижны.

Дойдя до предела собственного, поэзия, возможно, утонет в музыке».
XX век (тем более в его второй половине) отметился серьезными и сдвигами в соотношениях между видами искусства.

Возникли, упрочились и обрели влиятельность красивые формы, опирающиеся на новые средства массовой коммуникации: с письменным и печатным словом стали удачно конкурировать устная речь, звучащая по радио и, основное, зрительная образность кинематографа и телеэкрана.
Поэтому возникли концепции, которые касательно к первой половине столетия правомерно именовать «киноцентристскими», а ко второй — «телецентристскими».

Знаменитый собственными резкими, в большинстве случаев парадоксальными суждениями теоретик телевидения М. Маклюэн (Канада) в собственных книгах 60-х годов утверждал, что в XX в. случилась вторая коммуникативная революция (первой было открытие печатного пресса): благодаря телевидению, обладающему беспрецедентной информативной силой, появляется «мир всеобщей сиюминутности», и наша планета преобразуется в своего рода огромную деревню. Главное же, телевидение приобретает невиданный идеологический авторитет: телеэкран властно навязывает зрительской массе тот или другой взгляд на реальность.

В противовес крайностям классического литературоцентризма и современного телецентризма правомерно сказать, что художественная словесность сегодня считается первым среди равных друг дружке искусств.
В собственных лучших образцах литературное творчество органически соединяет преданность принципам художественности не только с широким познанием и глубоким осмыслением жизни, но и с прямым присутствием обобщений автора.

Мыслители XX в. говорят, что поэзия относится к остальным искусствам, как метафизика к науке, что она, будучи средоточием межличностного понимания, близка философии. При этом литература отличается как «материализация самосознания» и «память духа о себе самом».

Выполнение литературой внехудожественных функций оказывается особенно значительным во времена и периоды, когда социальные условия и политический строй неблагоприятны для общества. «У народа, лишенного общественной свободы, — писал А.И. Герцен, — литература — только одна трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик собственного возмущения и собственной совести».

Ни в которой мере не притязая на то, чтобы встать над другими видами искусства и особенно их заменить, художественная литература, аналогичным образом, занимает в культуре общества и человечества особенное место как некое единство собственно искусства и умственной деятельности, сродной трудам философов, ученых-гуманитариев, публицистов.

05.03.2016, 48403 просмотра.

4.Своеобразие литературы как части искусства. Отличие литературы по сравнению с другими видами искусства.

Художественная литература связана с прочими видами искусства. Важнейшие из них – это живопись и музыка.

В глубокой античности слово и изображение были отмечены полным единством: слово было изображением, а изображение – словом (древнеегипетские погребальные фрески с пиктограммами) – нарративный текст (повествовательный).

Однако по мере эволюции человеческого мышления слово стало более отвлеченным.
Современная наука говорит, что между словом и изображением есть узкая связь.

Но словесный образ каждый воспринимает субъективно, а красивый – именно.
С одной стороны музыка близка литературе.

В античности музыка и лирика воспринимались как одно целое.

С другой стороны, поэтическое слово, попадая в сферу музыки утрачивает конкретность и его восприятие течет вне зрительных ассоциаций. Одна из задач поэзии – выразить переживания при помощи словесного оборота, а музыки – влиять на эмоции.

5.Понятие содержания и формы в литературоведении, их связь.

Содержание – то, о чём сообщается в литературном тексте.
Форма – как это содержание продемонстрировано перед читателем.

Основная особенность литературного произведения – связь формы и содержания.

Содержание и форма как категории были разработаны в восемнадцатом веке в немецкой традиционной философии Гегеля. «Содержание искусства – идеал, а форма – его осуществление».
Любой писатель неосознанно пытается достигнуть единства содержания и формы: к умной мысли он пытается выбрать хороший, привлекательный образ.

Критику как правило невозможно построить даже примерную схему создания текста. Писатель – оригинальная личность и создать типологию его произведений нереально.

6. Категория литературного содержания. Тема, виды тем, стилистика.

Тема (греч. – то, что положено в основу) – это предмет художественного изображения и художественного познания.
Тема – круг событий, образующих жизненную основу литературных произведений.

Главная и приватная темы образовывают стилистику произведения.
Предметом познания в литературе становятся и говоря иначе вечные темы.

Вечная тема – комплекс важных для человечества во всей эпохе явлений (тема смысла жизни, тема смерти, любви, свободы, нравственного долга).
Текст стилистики, которая связана с многофункциональными общечеловеческими явлениями, вечными категориями – философская стилистика.

7. Категория литературного содержания. Идея, разновидности идеи.

Литературное содержания – это то, о чём ведётся повествование в этом литературном тексте.
Идея (греч. – то, что видно).

Данный термин пришёл в литературоведение из философии, где идея – синоним слова «мысль».

В литературе идея – это не просто сухая научная, а обобщающая эмоционально-образная мысль. Это как бы сплав обобщённой мысли и чувств писателя – пафос.

Пафос в себя включает авторскую оценку.

8. Категория литературного содержания. Проблема как понятие.

Литературное содержания – это то, о чём ведётся повествование в этом литературном тексте.
Проблема (греч. — задача) – это ключевой вопрос произведения.

Главная и приватная проблемы делают проблематику художественного произведения.

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *