Эффективные методики воспитания детей

 

10 самых эффективных методик воспитания детей

Эффективные методики воспитания детей

Давно уже доказали, что у детей есть большой интеллектуальный и эмоциональный потенциал.

На основании этого факта профессионалы поняли – при систематических занятиях можно достигнуть сдвигов в когнитивном развитии ребенка. Конкретно такая задача стояла перед педагогами-новаторами, которые разработали и внедрили в широкое пользование методики воспитания.

Какая методика воспитания подойдёт собственно для вашего ребенка?

Чтобы не ошибиться с выбором, познакомьтесь с нашей статьей, чтобы оценить все плюсы и понять, в пользу какой выбрать, чтобы вырастить всесторонне развитого ребенка, который станет успешным и радостным взрослым человеком.

Глен Доман – воспитание с младенчества

Педиатр из Америки запатентовал эффективную методику развития умственных способностей у детей этой возрастной группы. Он выявил, что наиболее оптимальным временем для обучения считается дошкольный (до 7 лет), так как встречается динамичное развитие мозга.

Суть разработанного метода – мнение, что любой ребенок обладает безграничными возможностями в усвоении новых сведений, которые подаются в виде специализированных плакатов со словами и картинами. Автор полагал, что обязательно необходимо развивать детей в младенчестве при помощи физ. упражнений, которые помогают благоприятному когнитивному развитию, благодаря связи тела и некоторых участков мозга.

На основании данных выводов он не приветствовал обыкновенное пеленание, считая его аргументом, плохо влияющем на активность двигательного аппарата ребенка. Родители, которые изучат систему Домана и начнут использовать ее в работе, смогут удачно простимулировать у новорожденного раннее развитие речи, способность быстро читать, очень высокую пытливость ума, увеличение запаса слов.

Вальдорфская школа – подражение взрослому

Ее суть – не обязанность принуждать ребенка изучать какие-нибудь прописанные правила поведения, требуя их точного выполнения, а конкретно подражание поведению взрослого через специализированные сюжетно – ролевые игры. Профессионалы этой школы не советуют раннее развитие интеллекта, считая, что оно не будет благотворно влиять последующую жизнь ребенка.

Детей начинают обучать чтению и письму, лишь начав с 12-летнего возраста. Очень важное для учителя – открыть оригинальность детей при помощи народной культуры и творческой деятельности при помощи сказок, музыки, занятий танцами и знакомства с мифами.

Основные занятия – пение, участие в большом количестве театральных постановок, занятия живописью, поделки из натуральных натуральных материалов.

Телепередачи и компьютерные игры обходятся, являясь средствами, которые могут загубить креативное начало ребенка.

Мария Монтессори – воспитание идеально развитой личности

Самую популярную методику, по праву пользующуюся успехом у мамы и папы многих поколений, создала Мария Монтессори. Ее главная мысль – приоритет обучения несовершеннолетних детей письму перед счётом и чтением.

Ключевой персонаж – сам ребенок.

Для него создается особенное пространство, в котором есть несколько специализированных красивых секций (для обучения письму, математике, творчеству), разрешающих детям завладеть соответствующими знаниями, умениями и способностями, соответствующими их возрасту.
Взрослые отслеживает безопасное течение учебного занятия, показывает детям присущие предметы и игрушки.

Данную методику ценят за тенденция на когнитивное развитие ребенка, но и за освоение способностями труда и формирование эмпатии. Стало быть, занятия по системе, смогут помочь детям достигнуть успехов в учебе, влиться в коллектив, обладая всеми социальными способностями.

Леонид Береславский – воспитание каждую минуту

Врач философии, Леонид Береславский считает, что всем детям требуется ежеминутное развитие, которое им должны обеспечить близкие взрослые. Автор считает, что намного лучше начать систематические занятия с малышом, с наступления полуторагодовалого возраста, чтобы убрать возможность пропуска благоприятного периода развития, в который получают важные умения.

В полтора года намного лучше заниматься овладением очень маленькой моторики, внимания, знакомством с животными.

В трехлетнем возрасте намного лучше изучать логические задачи, популярные фигуры из геометрии и представления о пространстве (величина, форма, объем). В начале школьного обучения родителям стоит приступать к тренировке памяти и логического мышления ребенка, не спеша, повторяя изученное в предыдущие годы.

Еще 1 нюанс системы – уроки по шахматному мастерству (с 3,5 лет).

Сесиль Лупан – упор на оригинальность ребенка

Автором методики считается любящая мама 2-ух дочерей, которая решила помочь им с получением нужных способностей для изучения окружающего мира. После щепетильного изучения системы Глена Домана, Лупан занялась ее переработкой, полагая, что нужно уважать увлечения ребенка и организовывать занятия по интересующим его категориям.

Если чадо любит извлекать шум из очень разных предметов, можно приобрести ему барабаны. При тяге ребенка к вязанным вещам, нужно предъявить ему тканевые куски для изучения.

Данная методика предусматривает большой ассортимент игр для развития понимания, разделы для овладения музыкой, изучения истории, чтению, письменной грамотности, иностранному языку.

Есть особенные процедуры для обучения плаванию и верховой езде.

Жан Ледлофф – воспитание в естественной обстановке

Врач-психотерапевт прожила треть жизни с индейцами племени екуана и смогла детально выучить их идею воспитания. С ее слов, жители этих мест на самом деле довольны жизнью, не проявляли недовольства, а дети были искренни в собственной свободе и выражении счастья.

После возвращения в родную страну, автор занялась написанием уникальной книги про натуральное развитие «Как вырастить ребенка радостным».

Заслуживает – находиться с малышом в начальные месяцы его жизни, а в перспективе – давать возможность выражать самодостаточность, не выказывая излишние отстраненность и контроль, становясь для ребенка настоящим образцом в поведении. Собственно тогда выйдет вырастить счастливого и состоятельного человека.

Николай Зайцев – сначала чтение, после речь

Знаменитый учитель, создатель огромного числа научных разработок смог создать улучшенный способ обучения чтению, используемый в молодом возрасте. Дети занимаются пением, играют, учатся строить слова – кубики и вагоны паровозика.

Родители, которые попробовали эту систему, распределяются, что дети с возраста четырех лет очень легко читают предложения через несколько проведенных занятий.

Основа методики – специализированные кубики с изображенными слогами. Отличие кубиков лишь в размере, цвете, весе и звучании (могут производить громкие и глухие звуки).

Во время игры с данными блоками, ребенок без проблем овладеет способностями речи, сможет получить первоначальные представления о русском языке, значительно опережая сверстников в развитии.

Никитины – здоровый и умный ребенок

При разрабатывании методики Никитины руководствовались присмотром за собственными детьми. Для пробуждения в ребенке любопытства к изучению окружающего мира, нужно сделать специализированную среду – разные наглядные пособия, тренажеры, развивающие пособия, оздоравливающие процедуры.

Очень важное чему обязаны отвечать подсобные средства – наличие большинства функций и способность достичь результата, применяя различные пути решения.

Данная система обучения, которую разработали пару десятилетий назад, не утратила актуальность и до нашего времени. Она дает возможность создать не только умственное, но и физическое развитие ребенка, что даст возможность вырастить его не только интеллектуально развитым, но и обладающим иммунитетом к болезням, взрослым.

Шалва Амонашвили – педагогика гуманизма

Профессор психологии , профессор Амонашвили смог создать собственную воспитательную идею, главная мысль которой – гуманное отношение к детям дошкольного и школьного возраста. Существенный нюанс – партнерство взрослого и ребенка на равных позициях.

По словам автора, ребенок – это личность, которая требует к себе уважения.

Эту методику можно именовать уникальной, не похожей на другие.

Секреты воспитания детей

Амонашвили представляет к вниманию близких для ребенка взрослых свод правил, которыми необходимо руководствоваться при воспитании и обучении детей.

Очень важное – отсутствие принуждения и контроля.

Главная мысль автора – нет скверных детей, присутствуют лишь родители и учителя, которые неверно их воспитывают, не способны правильно выразить требования.

Врач Сузуки – воспитание музыкой

Шиничи Сузуки полагал, что дети обладают немалым талантом и интеллектуальными способностями от природы, а значит, каждый ребенок может овладеть музыкальными инструментами с молодого возраста. Если родители с детских времен будут включать ребенку произведения традиционной музыки, он сможет по-настоящему полюбить искусство и прослыть всесторонне образованным человеком.

Основная задача методики – не воспитание великого музыканта, а возможность ребенку стать великолепным взрослым, способным тонко ощущать и понимать остальных людей.

Родителям необходимо не забывать, что любой ребенок особенный, благодаря этому не надо предпочтение лучше отдавать только одной развивающей методике. Самый лучший вариант – взять из каждой то, что окажется самым полезным в воспитании и развитии ребенка.

Это даст возможность стать настоящим педагогом-новатором, способным вырастить счастливую личность, которая будет жить в собственной гармонии и миром который нас окружает.

Методики воспитания ребенка: виды, характерности, результативность, доктрина и практика

Методик воспитания ребенка известно довольно много. В различных государствах, у различных народностей, в различных сообществах практикуются выделяющиеся подходы к данному вопросу.

Пожалуй, сегодня просто не выйдет подсчитать, сколько всего есть систем, в согласии с которыми можно растить молодое поколение. Подобрать среди всего этого многообразия подобающее определенному человеку очень и очень трудно.

Как многие считают, намного лучше сочетать подходы, дабы результат замечательно подходил психическим свойствам личности и социальному окружению персоны.

Общая информация

Представленные различными авторами методики воспитания ребенка имеют кое-какие преимущества, но есть и недостатки. Сами создатели в большинстве случаев замалчивают минусы, и для неспециалиста сложно определиться в данном вопросе.

Другие настолько увлечены рекламой собственной системы, попыткой приладить ее положения под ожидания общественности, что просто забывают о том, ради чего создавали метод.

Самые популярные подходы из практикуемых сейчас — разработанные Торсуновым, Макаренко. Эти два автора в определенных качествах придерживаются похожих мнений, в иных вопросах расходятся радикально.

Люди, изучающие пособия по воспитанию, очень часто не могут понять, что более подойдет для их случая, а это становится основанием противоречий и недопонимания поколений.

Некоторые молодые родители, познакомившись с востребованными методиками воспитания ребенка, начинают вести себя с чадом чрезмерно строго. Иные бросаются в противоположную крайность, дозволяя подрастающему поколению все, к чему его тянет.

Это приводит к срывам и нарушению иерархии в семье. Люди перестают понимать друг друга, закладывается фундамент непростых психологических проблем.

Традиционное чередование кнута и пряника, как показывают наблюдения психологов, особенно чрезмерно уж регулярное, не приводит ни к чему хорошему. Как заверяют профессионалы, очень часто подвергающийся наказанию ребенок растет злобным, склонным к мести.

Избалованный же наверное станет эгоистом.

Друг и родственик

Как говорят психологи, прекрасная методика воспитания ребенка – это формирование дружеских отношений с чадом. При этом родители становятся образцом для подражания, примером для подрастающего поколениям.

Однако, не все так определенно. Эталонов бывает очень много.

Для малышей очень часто образцами становятся герои мультиков, игр, и также актеры. Однако, такие персоны – это вторичный материал, предоставляемый обществом, а вот родители, которые всегда на виду, являются очень часто выбираемыми для копирования.

Малыши любят и стремятся моделировать старших, очень часто даже не осознают собственного поведения. Насилие со стороны взрослых, агрессивное поведение способны сделать ребенка мстительным, а вот отношение к нему как к неспособному ни к чему самостоятельному практически лишит в перспективе хорошей жизни, ведь ребенок не научится ничему в период, когда он должен усваивать ключевые умения жизни.

Некоторых восхищает, насколько быстро растут дети.

Каждый новый день – это шаг вперед, сопровождающийся увеличением мира, доступного чаду. Не найти такой методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста, которая бы одобряла родительский контроль за каждым шагом.

Некоторые пытаются по максимуму продолжительно держать ребенка в собственной кровати, не выделяя ему отдельную, иные ходят за чадом по пятам, третьи пытаются сделать за ребенка все уроки.

Собирая везде ребенка, делая за него все то, что он должен делать сам, родители лишь ложат ему свинью. Разумеется, поколение постарше должно принимать участие во всех жизненных процессах, однако в рамках разумного.

Не просто бесполезно, но только вредно постоянное присутствие и подробный контроль во всех качествах жизни.

Ты и я

Современные педагогические методики воспитания детей призывают родителей оценивать детское поведение, попытавшись представить себя на месте ребенка. Работает это и назад: необходимо попытаться представить, что ребенок, когда вырастет, становится таким, как его родитель.

Представив, какие линии желательны для персоны, и помня о подверженности чада копировать старших, необходимо показывать ему незаменимые качества на собственном примере изо дня в день. Необходимо общаться с ребенком таким образом, чтобы он воспринимал себя равным родителям, а старших – равными себе.

Нельзя растить малолетнего так, будто бы бы он – центр Вселенной. Не не сильно вредно демонстрировать ему малозначительность его персоны.

Если получится найти баланс и построить отношения равноправия в семье, когда чадо вырастет, оно будет справедливым, способным относиться к остальным адекватно. В перспективе такой человек не допустит, чтобы его обижали, на корню прекратит любые попытки чужих людей принизить собственные качества, способности или статус в обществе.

Одна из основных свойств методик воспитания детей, распространенных сейчас, вызвана пониманием индивидуальности персоны.

Родители, как считают психологи, обязаны предусматривать: характер есть с самого рождения, и даже пока ребенок совсем мал, необходимо уважать его и умно относиться к ребенку. Некоторые качества и характерности можно подкорректировать, но имеются и такие, которые не поддаются внешнему действию.

Другие родители силой стремятся заставить ребенка быть иным, будто бы бы перекраивают чадо под собственные требования и ожидания.

Это ошибочный подход. Полноценной и адекватной личностью вырастет тот, чей характер уважали с самого девства, чье право на оригинальность признавали родные люди.

Даже негативные линии имеют право на существование. Все качества характера в комплексе – это основа личности, которую нельзя ломать.

Участие в жизни

Традиционная методика воспитания детей младшего школьного возраста предусматривает адекватное участие в детской жизни поколения постарше. Всего лишь подавать пример собственным поведением недостаточно.

Не менее значима мотивировка. Если ребенок предрасположен капризничать, он как правило не хочет согласиться и понять, что ряд действий направлен на его хорошо и абсолютно обязателен.

Традиционный пример – обучение ритуалу чистки зубов.

Чтобы справиться с характером, родителям приходится сулить определенную награду за то, что ребенок смиряется с обязанностью. При этом некоторые находят простой выход из ситуации: дают чаду деньги.

Психологи считают данный подход неверным.

Намного огромную пользу принесут другие награды, к примеру, добавочная часть вкусной и полезной еды на завтрак.
Родители могут склоняться к упражнениям как методике воспитания и обучения детей.

Нужные для освоения ребенком задачи разрешено делать одновременно с ним. Можно поставить требование: кто первый управится с задачей которая поставлена, достигнет цели, выполнит действие, тот получит награду.

Это воплощает ежедневные и обыкновенные процессы в игру, воспринимаемую ребенком любой категории возраста.

Интеллектуальные задачки, физические процедуры – все это облегчает и увеличивает результативность воспитательного процесса. Семья, в которой практикуется такая методика, сплочена, между близкими людьми отношения хорошие, крепкие и положительные.

Разные игры

Передовые методики воспитания детей школьного возраста предполагают использование разных игр с воспитательными и образовательными целями. Некоторые консервативные родители полагают, что игры возможны лишь домашними или уличными, но сейчас создано много виртуальных проектов, также направленные на развитие малолетних.

Правильно определив среди всего разнообразия, что подходит определенному ребенку, заинтересовав его в игре, таким образом родитель убыстряет развитие очень маленькой моторики.

Ребенок быстрее обучится думать логически, выискивая причинно-следственные связи. Также, новые игры благотворно влияющие на творческие способности, учат играющего выдумывать.

Одновременно родители получают некоторый период сравнительно свободного времени.

Разумеется, присматривать за ребенком все равно необходимо, однако не так зорко, как за скучающим и ничем не занятым несовершеннолетним.
Некоторые родители, испробовавшие в работе описанную теорию (методику воспитания детей), жаловались на агрессивное влияние виртуальных игр на подрастающее поколение.

Ученые вынуждены были организовать специализированные исследования, дабы доказать или оспорить высказанные обывателями предположения.

Некоторые сочли, что игры выполняют детей агрессивными, иные доказывали, что подобного рода проекты меняют восприятие реальности, ухудшают картинку мира, имеющуюся у ребенка в голове. Впрочем тесты, организованные в согласии с правилами научного эксперимента, не подтвердили подобные идеи и предположения.

Хотя, разумеется, это не распространяется на сцены насилия. Их, так же как и кровавые картины, детям, особенно малолетним, демонстрировать нельзя.

Такие изображения исключительно плохо отображаются на психическом здоровье не только малышей, но подростков и даже взрослых людей.

Что полезно?

Чтобы хорошо раскрывающаяся в теории методика воспитания детей молодого возраста с использованием инновационных средств и технологий в работе оказалась так же положительной, необходимо контролировать, как и во что играет ребенок. Родители могут отслеживать приложения, которыми пользуется чадо, ставить для него специально те, где все персонажи – милые, добрые, приятные, а сюжет абсолютно безобиден.

Используя такие разработки в обыдености, можно гораздо быстрее и результативнее обучить чадо считать, читать.

Кроме того, возрастает скорость познания мира. С молодого возраста ребенок познакомится с правилами пользования сегодняшней техникой, без которой нельзя представить себе цивилизованное общество.

Однако, использование виртуальных технологий и игр в формате online не исключает надобности писать или читать книги.

Чем приличное количество средств, разрешающих научить ребенка, применяют родители, тем эффектнее будет процесс воспитания. Многокомпонентная программа с использованием всех потенциальных средств – залог успешного взросления чада.

Комплекс методов: тонкости выбора

Подбирая, как эффективна будет в определенном случае методика музыкального воспитания детей, следует ли пользоваться современными машинами и компьютерной техникой, умно ли склоняться к спорту, книгам (и каким), очень часто родители отталкиваются от того, как воспитывали их. Многое зависит от свойств характера и наличия педагогических способностей.

Чем больше поколение постарше знает о психологии, тем больше методов сможет соединить при формировании воспитательной программы ребенка.

При выборе некоторых решений необходимо отталкиваться от принятой тематики поведения. Некоторые семьи подчинены авторитарному стилю общения, в иных господствует демократия, а где нибудь детям просто попустительствуют.

Это стоит иметь ввиду, выбирая приемлемые варианты воспитательных мероприятий.
Передовые методики воспитания детей молодого возраста – данное средство формирования адекватной личности.

Правильно сформировав такой комплекс и реализовав его в работе, таким образом родители помогают чаду развиться идеально и вырасти в зрелую личность.

Неудачное воспитание наверное будет причиной психологических комплексов, в перспективе – препятствием для реализации себя.

Побеседуем?

Вариант в классическом стиле методики воспитания детей дошкольного возраста – общение с целью убеждения ребенка в правоте старшего. Такой способ считается в сегодняшней психологии одним из самых главных.

Можно использовать его и для деток постарше. Считается, что убеждение прекрасно не зависимо от свойств характера несовершеннолетнего.

Беседа – это взаимное действие, позволяющее старшему объяснить, доказывав собственную позицию, как ребенку необходимо повести себя в определенных обстоятельствах. При этом задача взрослого – определить, каковы мотивы уже совершенных чадом действий.

Чтобы подобный вариант был результативным, необходимо говорить твердо, настойчиво.

Даже очень маленькие дети, еще не умеющие говорить, способны отозваться на беседу, отталкиваясь от интонации сказанного. Отмечается, что дети разных возрастов в большинстве случаев с большим вниманием слушают родителей.

О спорте

Довольно любопытна доктрина методики физического воспитания детей. Предполагается воспитание ребенка через спортивные занятия.

С давних времен считается, что подобные практики дисциплинируют человека. Дополнительно встречается лечение организма в общем.

Используя методики физического воспитания детей, можно гарантировать настоящее, стабильное, многоплановое развитие личности. Более того, ребенок, привыкший сталкиваться с некоторыми физнагрузками, будет владеть крепким телом, в котором, как все знают из старинной мудрости, живет здоровый дух.

Сейчас физическое воспитание – данное средство, доступное для родителей, готовых заниматься с собственным чадом. Такое воспитание практикуют и в учреждениях осуществляющих образовательный процесс, которые расчитаны на детей различных возрастов.

В садиках программы очень сильно выделяются, а для студентов и школьников рассчитано стандартное физическое воспитание как компонент образовательного курса. Если есть желание можно направить ребенка в специализированную секцию.

Это также поможет развить его личность полноценной, достигнуть появления сильного, выраженного характера. Дети, увлеченные спортом, чаще имеют четкие цели и готовы прикладывать усилия для их достижения.

Подкрепление

Одна из перспективных методик воспитания детей дошкольного возраста названа "положительным подкреплением". Она предусматривает некоторые совершаемые родителями действия, которые считаются ответом на поступок чада.

Помимо позитивного, подкрепление может быть отрицательным – это замечания и выговоры.

Позитивное, со своей стороны, считается похвалой, некоторым положительным поступком. К примеру, таким подкреплением как правило выступает презент, дополнительный просмотр любимого ребенком мультипликационного фильма.

Позитивное подкрепление работает за счёт возможности выражать подходящие эмоции, обусловленные некоторым совершенным чадом действием. Если ребенок сделал что-то полезное, позитивное, он заслуживает похвалы.

Его необходимо поцеловать, дать ему что-то приятное, выразить признательность еще одним вариантом, обнять. Очень важное, чтобы ребенок понял, что он неплохой, из-за того что сделал нечто позитивное.

Подобная реакция родителя будет причиной позитивных чувств, эмоционального подъема, благодаря этому будет стимулом.

В теории методики воспитания детей дошкольного возраста негативное подкрепление поясняется необходимостью демонстрации малолетнему отрицательной реакции на идеальное плохое действие. Можно упрекать ребенка, разрешено делать ему замечания.

При довольно серьезном проступке можно наказывать ребенка, но в рамках разумного.

Наказания могут быть очень разными. Очень замечательный метод – тайм-аут, пауза, на период которой малолетнего оставляют в одиночестве.

В данное время запрещено что-то делать, играть, общаться. Раньше наказывали, ставя в угол, даже отвело специализированное место в доме.

Ребенок, попав сюда, сразу осознавал, что сделал нечто плохое.

Так как пребывание затягивается на какое то время, а заняться нечем, чадо впадает в размышления по поводу того, почему его наказали за идеальное, что было выполнено плохого и как необходимо было поступить правильно.

О наказании детальнее

В теории, методике воспитания детей дошкольного возраста и проблеме адекватного выбора наказания уделяют особое внимание. Иногда оптимальным вариантом становится штраф.

При этом необходимо заблаговременно обговорить с ребенком систему финансовых санкций, применяющуюся в семье.

К примеру, если чадо сделало что-то неверно, старшие на определенный период времени могут забрать любимую игрушку. Можно уменьшить отведенное под игры время или отказать в просмотре мультипликационного фильма.

При этом не следует подводить под штрафную систему действия, которые должны приниматься чадом позитивно.

К примеру, нельзя в качестве штрафа заставить читать или убираться – малолетний начнет воспринимать эти действия как малоприятные, а это означает, изо всех сил будет их остерегаться. А вот отказать в сладком можно, при этом нельзя уменьшить в еде как правило.

Это интересно

Метод подкрепления некоторые именуют "дрессировкой". Это звучит несколько грубо, но превосходно отражает суть.

Прекрасное поведение провоцирует положительный ответ со стороны старших, плохое – отрицательный.

Система без проблем и легко усваивается ребенком. При этом следует пользоваться и наградами, и подкреплениями.

Подкрепление – реакция, следующая тут же за совершенным действием.

К примеру, если ребенок что-то сделал хорошо, его можно похвалить, и хвала будет подкреплением.

Наградой станет исполнение его желания, к примеру, прогулка на выходных по парку.

Методики воспитания детей

Передовые методики воспитания детей направлены на максимальное раскрытие потенциальных способностей ребенка с молодого возраста. Научно-технический прогресс меняет окружающий нас мир с восхитительной скоростью и воспитывать детей нужно так, чтобы они адекватно воспринимали окружающую реальность и без трудностей могли усваивать большую информационную нагрузку.

Благодаря этому приходится отказываться от устаревших методик воспитания детей, так как они не дают возможность раскрыться полностью заложенному в детях потенциалу. Способности ребенка, которые раньше считались бы замечательными, в теперешней реальности являются полной нормой.

Еще 10 лет тому назад способность трехлетнего ребенка включить кнопкой телевизор, было для родителей поводом гордиться ранним развитием собственного ребенка, а в настоящий момент не редкость, когда 2-3 летние дети осваивающие ноутбуки и планшетные компьютеры.

Методика воспитания детей дошкольного возраста

В раннем детстве возникают ключевые способности человека, благодаря этому нужно фактически с самого рождения заниматься с малышом, регулярно обучая его новым знаниям и умениям. Главная задача родителей – верное воспитание ребенка, для чего нужно выбрать правильную методику воспитания детей дошкольного возраста.

От этого выбора зависит, каким вырастет ребенок, его характер, отношение к находящимся вокруг, способность к адаптации в обществе и многое иное.

Рассмотрим ключевые принципы взаимные действия родитель-ребенок, на которых базируются многие методики воспитания детей:

  • Убеждение или общение – спокойным благожелательным тоном ребенку разъясняется ситуация и способы ее решения, имеется в виду сотрудничество над задачей или трудностью;
  • Позитивное подкрепление – очередность ответных действий родителей после поступков или действий ребенка, заключающаяся в поощрении, поддержке, похвале. Приятные эмоции, вызванные такой реакцией родителей, создают в малыше жизнерадостность, позитивное отношение к жизни;
  • Негативное подкрепление – наказание или запрет, как последствие плохого поступка или поведения ребенка. Применять следует крайне редко, заранее разъяснив ребенку, за что он наказан и показав, что наказывая его, родители также очень огорчены. Постоянные наказания могут оказаться причиной развития у новорожденного агрессии и подверженности к неповиновению;
  • «Кнут и пряник» – принцип взаимные действия понятен из названия. За неплохой поступок ребенка поощряют, а за плохой его наказывают. Важно строго держаться правила, помня о поощрении, но и наказывать в этом случае за проступки следует безоговорочно;
  • «Раз-два-три» – обычная считалочка, помогающая справиться с выявлением немотивированной детской непокорности. Сделать замечание ребенку и ровным спокойным тоном, при этом потихоньку, давая ему время взвесить собственное поведение, считать до трех. Если ребенок не останавливается, следует оговоренное прежде наказание. Использовать подобный вариант можно к детям старше 2-ух лет, детально объясняя, за что наказан, как может улучшить положение;
  • «Наоборот» – в установленном возрасте некоторые дети противятся любым просьбам и наставлениям взрослых. Зная такую характерность характера собственного ребенка можно достигнуть от него желаемых действий методом запрета. Способ неоднозначный, но в большинстве случаев действенный. Важно после события объяснить ребенку, что случилось и в чем он не прав, можно в шуточной форме;
  • Физическое наказание – практикуется некоторыми родителями, но может привести к плохим последствиям, ломает психику ребенка и отражается на его последующей социальной адаптации.

Не следует предпочтение лучше отдавать какому-то одному способу, различные методики воспитания детей применяют комплекс из нескольких методов сразу, более того, разработчики добавляют дополнительные детали в воспитательный процесс. Все дети самые разнообразные и что принесёт пользу одному ребенку, иному может причинить вред.

Подбирая методику воспитания детей следует в обязательном порядке предусматривать отличительные специфики собственного ребенка, социальные и домашние условия, собственные персональные возможности и множество остальных значимых факторов.

 

Методики воспитания и детского развития

Воспитание и детское развитие – два смежных процесса, а особенно в раннем возрасте. В результате научных исследований доказали, что процесс обучения очень эффективен в период интенсивного роста мозга, т.е. практически с самого рождения.

Благодаря этому большинство методик воспитания и детского развития основывается на раннем обучении.
Одни из самых популярных методики воспитания и детского развития дошкольного возраста, на которые очень часто ориентируются сегодняшние родители в воспитании собственных малышей:

  • Раннее развитие по Глену Доману. Ученый нейрофизиолог, открывший и доказавший закон, на основе которого разработал методику детского развития – мозг развивается и растет, только когда работает;
  • Вальдорфская методика раннего развития. Основоположник антропософии Рудольф Штайнер главное внимание в воспитании уделяет появлению эстетического взгляда на мир;
  • Раннее детское развитие по методике семьи Никитиных. Природное детское развитие добровольно, основанное на сотрудничестве с мамой и папой с удобством, где желания и самочувствие детей приоритетны;
  • Методика раннего развития Марии Монтессори. Создание развивающей среды, в которой берутся во внимание индивидуальные интересы каждого ребенка, побуждающей его к обучению и развитию.

Выбор методики воспитания детей остается за родителями, благодаря этому важно еще до рождения ребенка познакомиться с ключевыми, подобрать себе наиболее адаптированную или попытаться соединить лучшее из различных.

Макаренко о воспитании детей

На трудах советского учителя А.С. Макаренко о воспитании детей длительное время базировались ключевые методики воспитания в бывшем СССР.

Макаренко считается основоположником Марксистско-ленинской педагогики, целью которой было коммунистическое воспитание развитых всесторонне рабочих коммунизма.

По мнению Макаренко, нужно воспитывать патриотов, преданных социалистической Родине, людей образованных, квалифицированных, обладающих чувством чести и долга, дисциплинированных, бодрых, стойких, жизнерадостных, обладающих организационными способностями, с чувством своего достоинства.
Ключевые положения Макаренко о воспитании детей в семье:

  • Семья должна обязательно быть полной;
  • Отношения между отцом, матерью и детьми обязаны быть дружные, сформированые на уважении и любви;
  • Обязательно наличие четкого режима и рабочей деятельности;
  • Участие детей в семейном хозяйстве с целью формирования у них коллективизма, честности, бережливости, заботливости, ответственности;
  • Следует уделить внимание появлению и художественному воспитанию детей для формирования всесторонне развитой личности;
  • Родители должны понимать собственную ответственность перед государством за воспитание детей.

Не обращая внимания на спорность методики, при изучении трудов Макаренко можно извлечь много полезных уроков, важных в процессе современного воспитания детей.

8 методик воспитания детей. Обзор

На этот раз вы узнаете. Почему мы не будем рассказывать про Фребеля, Спока, Дьюи и Кершенштейнера.

Что знают о воспитании детей индейцы племени Екуана. В чем основной минус Монтессори-системы.

Почему Вальдорфскую школу именуют оккультной и при чем здесь Дженнифер Энистон и Сандра Буллок.

Научно-обоснованные методики

Методика Марии Монтессори

Кто такая

Мария Монтессори — в установленном смысле женщина-революционер. Ее отец не хотел, чтобы она получала образование, но не обращая внимания на это она блестяще окончила школу и обрела 2 высших образования.
Она окончила медицинский факультет Римского университета, где стала первой девушкой-врачом и позднее поступила на факультет философии.
Первые идеи по методике воспитания появились, когда Мария подрабатывала в поликлинике при университете. Там она столкнулась со специальными детьми и стала разрабатывать идею по развитию подобных детей в специально оснащенной обстановке.

Позднее она переработала собственную методику под обыкновенных детей.

Как воспитывать

Методика воспитания по Марии Монтессори основывается на свободе выбора и индивидуальном подходе к детям.
Система четкая и разработана до очень мелких деталей.

Состоит из основных частей, их три вида: ребенок, среда, педагог.

Важен конкретно такой порядок. Задача воспитателя лишь наблюдать и помогать ребенку ориентироваться в специально созданной обстановке обучения.

Среда — это специализированные Монтессори-классы. Большое помещение разбито на 6 зон.

  1. Практическая жизнь — тут собраны разные предметы быта для развития очень маленькой и крупной моторики и получения обычных способностей заботы о себе.
  2. Сенсорное развитие — предметы для изучения вкуса, запаха, цвета и формы.
  3. Математическая — предметы для обучения счёту и обычным подсчетам.
  4. Языковая — чтение и письмо.
  5. Космос — предметы для познания окружающего мира, истории культуры и т.д.
  6. Гимнастика — физическое развитие.

В системе Монтессори дети разделяют на три возрастные группы:

  1. от 0 до 6 лет — ребенок готов к развитию главных способностей
  2. от 6 до 12 лет — ребенок исследует мир вокруг себя
  3. от 12 до 18 лет — ребенок размышляет, возводит логические цепочки, увязывает факты, строит единую картину мира.

Ритм освоения материала, переход из класса в класс устанавливается только возможностями ребенка. Усвоил материал за шесть месяцев — хорошо, за 2 года — тоже хорошо.

Монтессори-школы в настоящий момент популярны, их можно отыскать в любом более-менее мегаполисе мира. К примеру, наибольшая Монтессори-школа находится в Индии.

Что почитать

Минусы

Минус методики — большая цена. Вызвано это большой ценой подготовки монтессори-преподавателей, оборудования монтессори-классов и приобретения специализированных дидактических материалов.
Не рассчитано подвижных и сюжетно-ролевых игр, упор выполняется на развитие очень маленькой моторики, логики и аналитического мышления.
Монтессори-школы разумеется дорогие, но использовать данную методику можно и дома. По настоящему оснастить подобную комнату и дома.

Раскошелиться придется все равно, зато 1 раз. Вот, посмотрите эту видео-инструкцию, как организовать монтессори-класс в бытовых условиях , если вдруг этого видео недостаточно, то смотрите все, что будут рядом в выдаче и найдете вариант который больше подходит.

Методика А. Н. Макаренко

Кто такой

ЮНЕСКО включил Макаренко в перечень из 4 учителей (Монтессори, Дьюи, Кершенштейнер), которые установили способ педагогического мышления в двадцатом веке.
Антон Семенович разработал методику, которая творила чудеса, делая из беспризорников и малолетних злоумышленников полноценных членов общества.

Воспитание детей без криков, ссор и истерик. Эффективные методы воспитания детей

Как воспитывать

Не забывайте о том, когда и для кого преимущественно была разработана методика, однако это особо не будет мешать пользоваться ею и на данный момент просто с правками на реальность.
Методику Макаренко можно рассказать в 7 принципах.

  1. Дети — это не зародыши будущих личностей, а школа не этап подготовки.
  2. Детей должен совмещать коллектив. Каждый ребенок должен ощущать себя причастным к чему-то большему, обязан знать, что он за что-то отвечает. Коллектив должен регулярно формироваться устанавливать новые цели и идти к ним.
  3. У коллектива должны развиваться традиции большие и небольшие, которые помогают совмещать детей, генерировать общие нормы поведения.
  4. Дети принимают решения и отвечают за них. По Макаренко жизнь и досуг группы определяет сама группа. В любой группе голосованием подбирается старший. Старший группы занимает собственный пост всего полгода и всего раз.
  5. Дети должны работать. Макаренко думал, что труд — это крайне важная часть воспитания, но труд должен быть обоснованным. Ребенок обязан знать, ради чего он функционирует, что даст ему данная работа или кому она поможет.
  6. Учитель, родитель и педагог обязаны быть искренними в отношении к детям. Нельзя применять шантаж как инструмент управления. Другими словами, в любой конфликтной ситуации помнить ребенку его прошлые ошибки нельзя.
  7. Дисциплина — это не метод воспитания, а его результат. Макаренко говорил так: «Наша задача — воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно абсолютно не благодаря тому, что сели и подумали, а благодаря тому, что иначе мы не можем, из-за того что мы так привыкли».

Что почитать

Минусы

По большей части осуждают за то, что Макаренко выделял трудовую дисциплину, как одну из основных составляющих воспитания, но нельзя забыть когда и для кого была разработана методика.

Методика Рудольфа Штайнера

Кто такой

Рудольф Штайнер — врач философии, учитель, лектор, основоположник антропософии. Это религиозно-мистическое учение, цель — открыть широкому кругу методы саморазвития и духовного познания при помощи мышления человека.
Автором и последователями учения отличается как «наука о духе». На антропософии основуется методика воспитания Штайнера, которая более известна, как Вальдорфская школа.

Как воспитывать

Не надо много требовать. Задача родителей и школы вырастить гармоничную разностороннюю личность, а не вундеркинда.

Знания, которые получает ребенок конкретно зависят от его возраста.

  • Школьный учитель и родители дома, обязаны быть для ребенка авторитетом и примером для подражания.
  • Изо дня в день ребенок должен получать новый фактический опыт из той либо другой жизненные сферы.
  • Необходимо воспитывать в ребенке самодостаточность.

Чтобы лучше понимать, что представляет из себя методика Штайнера, намного лучше познакомиться с принципами преподавания Вальдорфской школы.
Методика преподавания базируется на принципе «неопережения» развития, однако при этом ребенку предоставлены все возможности для развития в хорошем для него темпе.
Обучение начинается с 7 лет, продолжается 11-12 лет. На первые 2-3 года отвлечённые предметы откладываются на второй план.
День учеников поделен на три части: духовный (доминирует активное мышление), искренний (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативно-практический (дети учатся прежде всего творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из древесины, шить и так дальше).
Эвритмия — это специальная фишка вальдорфской школы. В течение дня дети несколько раз по 20 минут активно двигаются, топают, хлопают, читают стихи и поют песни.
Ритм дня может быть подчинен тому предмету, блок которого теперь в изучении. К примеру, если изучают математический материал, детям рекомендуют «встретиться» с ним во время танца или при шитье.
Еще одна характерность — изучение материала эпохами. Другими словами, в течение 3-4 недель дети изучают конкретную тему к примеру, эпоха родной литературы, и то, как она отражается в различных областях деятельности человечества.

Это не означает что другие предметы совсем не ведутся, просто больше уроков уделяют собственно литературе.
Более того, учебный материал даётся с учитыванием соответствия развития ребёнка и развития историчного общества.

К примеру, в 6 классе, когда у детей вырабатывается представление о справедливости и государственности, проходят историю Империи Рима. В 7 классе, в период начала полового развития, проходят Средние века, с его ярко выраженной мужественностью (рыцари) и женственностью (дамы).

Дети ставят пьесы, принимают участие в турнирах, пляшут и даже ездят в города со средневековыми крепостями.
В вальдорфской школе нет оценок и учеников не оставляют на второй год.

По завершению каждого года преподаватель пишет детальный отчет для родителей и для ученика.

Что почитать

  • Принципы Вальдорфской педагогики. Автор Рудольф Штайнер

Минусы

Осуждают методику Рудольфа Штайнера за то, что она полностью базируется на антропософии. А дело все в том, что это учение — ответвление от теософии.
Теософия — это спорное религиозно-оккультное учение. Критики обвиняют вальдорфскую школу в том, что детям кроме отвлечённых предметов преподают и основы данного учения.
Еще обвиняют в том, что детям делают «тепличные» условия и затем им тяжело социализироваться.
Но не обращая внимания на это, есть наглядные подтверждения состоятельности этого метода воспитания — люди. К примеру, Дженнифер Энистон и Сандра Буллок воспитывались по такой методике и посещали вальдорфскую школу, и вдобавок Фердинанд Александр Порше и Нобелевский победитель Томас Кристиан Зюдхоф.

Методика Глена Домана

Кто такой

Глен Доман — американский врач-нейрофизиолог, разработал методики по восстановлению для малышей с поражениями нервной системы. Позднее разработал методики раннего физического и интеллектуального развития для здоровых детей.

Как воспитывать

Мозг хорошо развивается в период с 0 до 6 лет, благодаря этому Гленн Доман предлагает начинать обучение уже с 6 месяцев. Процесс начинается с физического развития — как можно до недавнего времени обучить ребенка ползать.

Как только ребенок осваивает предложенный ему навык, необходимо переходить к следующему.
Неплохой пример, чтобы понимать суть методики.
Вообразите, что ребенок увидел собаку и подошёл к вам выяснить, что это за собака.
У вас есть 6 вариантов ответа.

  1. Сказать: «Отстань у меня нет времени».
  2. Сказать: «Это гав-гав».
  3. Сказать: «Это собака».
  4. Сказать: «Это собака породы Сенбернар».
  5. Показать ребенку картинки с собаками.
  6. Показать картинки и сказать: «Смотри ребенок, на этих всех картинках нарисованы собаки тут есть различные собаки — пудель, лабрадор, немецкая овчарка, доберман, колли и т.д.».

Из данных 6-ти вариантов хороший всего один — № 6. Доман говорит, что если вы даёте ребенку ответ № 6, то предоставляете ему больше информации, которая поможет ему сделать самостоятельные выводы. К примеру, он поймет, что собаки бывают различной породы, у всех есть лапы и хвост, они выделяются по размерам и окрасу и т.д.

Так за каких-нибудь 30 секунд ваш ребенок узнает более чем при любом ином ответе на данный вопрос.

Методика обучения основывается на специализированных карточках — карточках Домана. Это такие белые большие карточки со словами, изображениями и знаками.

Карточки распределяются по стилистике. Их необходимо демонстрировать ребенку несколько раз в течение дня.

По данной ссылке можно приобрести набор с карточками Домана на дисках либо же просто карточки на различные темы, но отдельно.

Что почитать

Минусы

Основной минус — сосредоточенность исключительно на обучении. Не остается времени на творчество, сухое зазубривание фактов лишает ребенка возможности развивать любознательность.

Его дело — воспринимать информацию, с ней не надо ничего дальше делать. Подача материала проводится исключительно через карточки — это выполняет процесс нудным и исключает иные формы обучения.

Научно не обоснованные теории

Методика Сесиль Лупан

Кто такая

Сесиль Лупан не учитель, она была актрисой, но через некоторое время решила посвятить себя материнству. В собственной методике она воссоединила теории Марии Монтессори и Глена Домана.
Не скажешь, что вышло что-то революционное, то о чем говорит Сесиль Лупан известно, наверняка, каждой маме, но все же.

Как воспитывать

Важный принцип — обучение должно радость приносить и ребенку и родителям. Воспитание выстраивается не по принципу «внимание-опека», а по принципу «внимание-интерес».

По мнению Сесиль Лупан не надо стремиться сделать эффектной каждую минуту занятий.

Необходимо следить за тем, что в этот момент интересует ребенка и помогать ему знакомиться с данным предметом. Новые знания не обязаны быть просто набором фактов, необходимо обучать ребенка анализировать и говорить.

Другими словами не просто говорить: это яблоко, это стол, это дерево, и вдобавок и объяснять сопутствующие факты о предмете. Виды занятий и тренировок распределены в зависимости от возраста ребенка.

Что почитать

  • Поверь в собственное дитя. Автор Сесиль Лупан.

Минусы

Очевидность многих вещей о которых написано, методика разработана на основе собственного опыта не подкреплена научным знанием. С другой стороны собственный опыт тоже имеет ценность в вопросе выбора методики воспитания, благодаря этому познакомиться точно не будет мешать.

Сама Сесиль Лупан говорит про то, что не следует точно повторить все рекомендации, из-за того что дети различные и к каждому необходим персональный подход. Основное необходимо не забывать, что «ребенок — это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь».

Методика Жан Ледлоф

Кто такая

Жан Ледлоф — американская писательница, какая в 1970 годах отправилась в экспедицию по поиску алмазов в Венесуэле, заработала на этом всего 1000 американских долларов, а потом еще 4 раза возвращалась туда, однако по другой причине. Возвращалась она, чтобы следить за жизнью индейцев племени Екуана, в особенности за тем, как тут воспитывают детей.

Позднее она обобщила все собственные наблюдения и написала книгу «Как вырастить ребенка радостным».

Как воспитывать

Методика базируется на едином принципе: в маму уже заложено, как правильно воспитывать ребенка. Не надо перекладывать эту ответственность на книги, докторов и т.д.

Очень важное — прислушиваться к интуиции и ребенку.

Вот определенные рекомендации от Жан Ледлофф.

  • В воспитании чрезвычайно важен «ручной период», другими словами пока ребенок не начал ползать, он проводит у мамы на руках такое количество времени, сколько захочет.
  • Важно, чтобы ребенок принимал участие в ежедневных делах мамы — это делает легче процесс социализации.
  • Питание по требованию.
  • Не нужно сильно опекать ребенка. Он должен узнавать новое, получать опыт и не бояться делать это, а лишняя опека его уменьшает.
  • Нельзя оценивать ребенка, только его определенные действия.
  • Функция матери прийти на помощь, посоветовать, утешить если необходимо, однако не контролировать любой шаг.

Что почитать

  • Как вырастить ребенка радостным. Автор: Жан Ледлофф.

Минусы

Осуждают данную методику за то, что не все принципы и рекомендации, которые базируются на наблюдении за жизнью индейцев можно задействовать в жизни обыкновенного человека.

Методика Масару Ибуки

Кто такой

Масару Ибука — сооснователь компании Сони, который разработал свою методику воспитания и развития ребенка и описал ее в книге «После трех уже поздно». Мы говорили о ней в подборке книг о развитии ребенка.

Как воспитывать

Масару Ибука считает, что первые три года жизни человеческий мозг хорошо развивается и собственно в данный этап следует ложить фундамент для правильного развития в перспективе.
Однако это не означает, что необходимо успеть по прошествии этого времени впихнуть в ребенка все знания, какие только можно.

Так сделать просто не выйдет, мозг ребенка как губка впитует знания до нужного момента, и если уже перебор, то включается механизм блокировки.

Программа развития должна выстраиваться индивидуально для любого ребенка. При этом необходимо не забывать, что для детского ума нет четких понятий о том, какую задачу непростые, а какие легкие.

Благодаря этому ребенку смело можно предлагать задачи разного этапа сложности.

Необходимо серьёзно относится к выбору учебных материалов. В качестве наглядных пособий намного лучше брать не специально сделанные для малышей игрушки и обучающие материалы, а пользоваться творениями мирового наследия культуры.

Ребенок с первых лет должен знакомиться с творчеством легендарных художников, музыкантов и поэтов.

Игрушек у ребенка не должно быть очень много. Это рассеивает внимание и не даёт сосредоточиться, препятствует развитию фантазии.

В системе Масару Ибуки далеко не последнее место занимает изучение зарубежных языков и музыки.

Ибука считает, что отвлечённое обучение музыке в молодом возрасте не только «сглаживает душу и делает лучше характер», но еще благодаря постоянным тренировкам воспитывает усидчивость и способность к концентрации внимания.
Физическое развитие тоже не на последнем месте, необходимо обучать кататься на коньках, велосипеде, самокате, скакать на скакалке, плавать, бегать и т.д.

У ребенка должен быть режим и намного лучше создать для него какие-нибудь условные ориентиры. К примеру, ложимся спать после вечернего мультипликационного фильма.

Что почитать

  • Масару Ибука написал всего лишь одну книгу, вы ее найдете в нашей публикации с подборкой книг по развитию ребенка, а здесь оставим ссылку на короткую версию этой книги для пап , мало ли пригодится.

Минусы

Методику Масару Ибуки осуждают за то, что он допускает телесные наказания, а конкретно шлепки. Сам он объясняет так: «Шлепки подходят до 2 лет, так как с 2 до 3 лет у ребенка начинает развиваться ощущение своего достоинства, с этого периода использовать телесные наказания нельзя».

Методика Бориса и Елены Никитиных

Кто такие

Обыкновенные советские родители. Разработали и испытали методику на собственных семерых детях.

Очень много их принципы современным учителям кажутся старыми, однако для собственного времени они были новаторами.

Как воспитывать

Начинать необходимо как можно до недавнего времени, ориентировочно с полутора лет, первая задача — развивать самодостаточность.
Достаточно внимания оказано спорту. По Никитиным в доме обязаны быть созданы условия для физ. активности, которая бы вписалась в повседневную рутину.

Вынуждать ребенка заниматься чем либо нельзя.
Неотъемлемая часть физ. активности — это закаливание. Дети обязаны быть в легкой одежде, ходить без обуви дома и по снегу, температура в среднем в доме 20 градусов.
Никаких специализированных расписаний и тренировок не должно быть. Ребенок сам волен подбирать чем ему заняться.

Родители должны активно принимать участие и интересоваться тем, чем занят ребенок.

Детям можно и необходимо разрешать играть со взрослыми предметами: мебель, утварь для кухни и т.д.
Никитины разработали сборник специализированных задач и головоломок.

У любой задачи существует несколько уровней трудности, благодаря этому она подойдёт даже очень маленьким. Занятия по этим сборникам тоже неотъемлемая часть методики.

Никитины рекомендуют не помогать ребенку в решении, всегда давать ряд попыток, если решить не выходит, то переходить к задачам намного проще.
Для занятий с детьми от 1,5 до 5 лет важно применять игровые материалы: кубики кирпичики, карточки, флажки и т.д.

Это помогает ребенку понимать результат собственной работы.
Не ограничивайтесь только предложенными упражнениями, можно и необходимо выдумывать новые, приспасабливаться под характерности ребенка.

Что почитать

  • Мы, наши дети и внуки. Авторы: Борис Никитин, Елена Никитина

Книжка доступна в электронной версии и можно заказать печатную. Все подробности смотрите здесь .

Минусы

В общем с методикой Никитиных все в хорошо, осуждают исключительно за систему закаливания. Хоть они и назвали ее многофункциональной, однако не всем детям она подойдет и использовать закаливание лучше исключительно после консультации с доктором.

А теперь о методиках Бенджамина Спока, Фридриха Фребеля, Кершенштейнера и Джона Дьюи

То, что мы не уделили свое внимание любому из данных людей не означает, что они ничего не выполнили. Мы решили не погружаться в их теории, из-за того что в настоящий момент они интересны только в качестве теории и для всеобщего развития.

Давайте о каждом по отдельности и коротко.
Бенджамин Спок — знаменитый педиатр, автор книги «Ребенок и уход за ним».

Книгу издалека во второй половине 40-ых годов XX века и она стала бестселлером.
Врач Спок решил изучать психоанализ из-за того что думал, что это поможет лучше понять, в чем нуждается ребенок и как вести себя родителям.

И его труды были не бессмысленны, выход книги пришелся на период как говорят иначе бэби-бума в Америке и ее раскупали как горячие пирожки.

Идеи врачи Спока перевернули классическое представление о воспитании детей и оказали влияние на пару поколений.
В чем же тогда проблема?

А дело все в том, что революционные идеи Спока тогда, перестали быть такими в настоящий момент, а определенные вещи и совсем опасны и не приемлемы.

К примеру, ложить небольшого ребенка спать лежа на животе или то, что нет связи между здоровьем ребенка и типом его вскармливания.
И в общем, его рекомендации в большинстве случаев понятны для сегодняшних родителей и благодаря этому бессмысленно детально его демонтировать.
Если имеется желание выяснить о его методике детальнее, то вот ссылка на книгу .
Фридрих Фребель — учитель, теоретик дошкольного воспитания и создатель понятия «детсад». Главная идея — создать условия для «самораскрытия» ребенка, а из данного уже вытекают тезисы о недопустимости телесных наказаний, надобности разностороннего раннего развития, помещения ребенка в коллектив и окружение его любовью.
Еще есть «дары Фребеля» — это набор из 6 предметов, которые помогают ребенку в освоении незамысловатых понятий.
Дар 1 — мяч, в виде материала очень часто применялась шерсть.
Дар 2 — древесные куб, шар и цилиндр.
Дар 3 — куб, разрезанный на 8 кубиков.
Дар 4 — куб, разделенный на 8 плиток.
Дар 5 — куб, разрезанный диагонально надвое на кубики.
Дар 6 — куб, разделенный на 27 «кирпичиков», часть из которых разделяется вдоль, а часть — поперек.
Если интересно, то вот книжка Фридриха Фребеля , доступна в электронном виде, а «дары Фребеля» можно приобрести на Ozon . Только предупреждаем — дорого.
Кершенштейнера и Дьюи мы решили не демонтировать детально, из-за того что это заняло бы не одну страницу, а рассказывать коротко нет смысла. Но необходимо иметь в виду, что они внесли свой вклад и причем немалую.

Эти двое наряду с Марией Монтессори и Антоном Семеновичем Макаренко признаны ЮНЕСКО людьми, которые заложили фундамент сегодняшней педагогики.

10 распространенных методик воспитания детей

Современные мамы очень часто отказываются от бабушкиных правил воспитания, предпочитая методы новомодных учителей. Тем более что и в книгах, посвященных развитию детей, описываются восхитительные результаты.

Итак, какие же методики воспитания детей наиболее востребованные?

Можно ли найти эффективную систему обучения, одинаково подходящую всем малышам? Наша публикация поможет занятым родителям подобрать лучшие воспитательные методы и принципы.

Методика Марии Монтессори

Перед началом 20 века первая в Италии женщина-доктор разработала инновационную систему для обучения умственно неполноценных детей. После получения прекрасных результатов Монтессори перенесла метод на здоровых ребятишек.

Методика Монтессори состоит из трех самых важных элементов:

  • ребенок (главный составная часть педагогики);
  • преподаватель;
  • внешняя среда.

«Помоги мне это создать своими руками» – пожалуй, ключевой тезис всей педагогической концепции. Отсюда и три ведущих принципа: самообучение, саморазвитие и самовоспитание.

Важно не вынуждать ребенка, а захватить его, не растить гения, а обнаружить его возможности.

Преимущества методики бесспорны: идет развитие логического и аналитического мышления, дети в непринужденной форме приучаются к порядку, учатся счёту, письму и чтению.
Невозможно не затронуть и спорные положения методики.

Ее минусы такие:

  • мало внимания уделяют детскому творчеству;
  • автор отрицает позитивное влияние сказок, подвижных и сюжетно-ролевых игр;
  • метод не подойдет непоседливым и замкнутым детям.

Вальдорфская школа

Педагогика равных возможностей, а собственно так именуют данную методику, появилась как часть антропософии – науки, разработанной Рудольфом Штайнером перед началом 20 века. В местечке Вальдорф при табачной фабрике ученый открыл первую школу для малышей служащих.

Вальдорфская методика большое внимание уделяет народной культуре и всем видам художественной деятельности. Дети в детсаду поют, пляшут, слушают сказки, принимают участие в театрализованных представлениях, делают куклы.

Более того, вальдорфская педагогика не одобряет раннее развитие.

Вот пару любопытных ограничений:

  • запрет на раннее (до 7 лет) обучение и интеллектуальные нагрузки. Малыши должны играть, подольше оставаясь в собственном сказочном мире;
  • отказ от телевидения, компьютеров – дети быстро впадают в зависимость от техники, которая разрушает их духовность и душевность;
  • нельзя оценивать детские действия, иначе ребенок будет действовать под внешним давлением учителей и родителей, дожидаясь похвалы или осуждения.

Вальдорфская система имеет и серьёзные недостатки: во-первых, воспитатели упускают время, когда ребенок может очень легко обучиться грамоте, второе, дети с огромным трудом подстраиваются к традиционным садикам и школам.

Методика Глена Домана

Американский нейрохирург Доман разработал собственную уникальную систему, занимаясь с малышами с травмами мозга головы. Он не просто вылечил детей, но и довел их развитие интеллекта до возрастных критериев.

Способ решения проблемы оказался прост и оригинален: если «включить» один из анализаторов, то работать начинают и остальные органы чувств.

Методика Домана основывается на 2-ух тезисах:

  • клетки мозга растут и развиваются только в работе;
  • детский мозг – безупречный инструмент для учебы, до шестилетнего возраста дети учатся легко и с радостью, не требуя добавочной мотивации.

Занятия собой представляют показ ребенку карточек с красными точками (математика) и со словами (чтение). Также врач рекомендовал родителям сделать энциклопедическую картотеку с изображениями растений, зверей и остальных объектов.

В РФ представлена и методика Домана-Маниченко – адаптированная версия авторского метода Глена Домана.

Андрей Маниченко не просто перевел слова, а выбрал хороший словарь с учетом русской грамматики. Для того чтобы заинтриговать ребенка, используется игровой подход, применяются книги-вертушки и книги-прятки.

Критики системы Домана основным минусом считают пассивность ребенка во время получения знаний. Дети не «работают», активно действует лишь их зрение.

Собственно поэтому метод не подойдет непоседливым детям и небольшим кинестетикам. Они будут тащить карточки в рот, мять и щупать.

Методика Сесиль Лупан

Автор метода – не преподаватель, не доктор, а любящая мама, которая обобщила свой педагогический опыт для остальных родителей. Сесиль Лупан – бельгийская актриса, посвятившая себя воспитанию 2-ух дочерей.

Она переработала, дополнила и расширила методику Глена Домана, включив процедуры по плаванию, программы по обучению малышей географии, истории, рисованию, музыке и прочим областям знаний.

Золотая середина в воспитании детей. Как правильно воспитывать детей? Сатья дас

Рекомендации автора:

  1. Компонуйте слуховые, зрительные и тактильные сигналы. Для этого разговаривайте с ребенком, давайте ему трогать разные на ощупь предметы.
  2. Завершайте любое занятие тем, что малышу более всего нравится и что у него намного лучше выходит.
  3. Прекращайте игру до недавнего времени, чем ребенок устанет.
  4. Занимайтесь с самого рождения.

Явных минусов у такого способа нет. Только один минус – маме придется расходовать значительно много времени на занятия и процедуры, без помощников осуществить задуманное не выйдет.

Методика семьи Никитиных

Борис и Елена Никитины, воспитав семерых детей, с середины прошлого столетия активно разделялись с остальными родителями своими секретами воспитания. Основа образовательной системы – натуральное физическое развитие и разные процедуры для совершенствования умственной сферы.

Методика Никитиных в себя включает:

  • интерес к раннему развитию задатков и способностей;
  • подготовка среды для опережающего развития;
  • неподдельная заинтересованность родители.

Акцентированное внимание авторы метода уделяли закаливанию ребенка. Некоторые мастера полагают аналогичную систему выздоровления излишне сложной.

Перед тем как использовать ее, убедитесь, что ваш ребенок готов стать «моржом» и не навредят ли ваши усилия здоровью ребёнка и психике.

Методика Зайцева

Петербургский педагог-новатор Николай Зайцев разработал новую систему обучения чтению с раннего детства. В основе его системы лежит не звуковое, не буквенное, не слоговое, а складовое правило.

Говоря просто, простая частичка речи – это склад или пара, состоящую из согласного и гласного или согласного и мягкого (твёрдого) знака.

Еще складом может быть один звук, обозначаемый на письме буквой.

Склады в табличках и на кубиках отличительны по множеству показателей: цвет, размер, объем, звучание.

Аналогичное многообразие помогает малышам распознавать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки.

Методика Марии Монтессори | Методики раннего развития ребенка

Знаменитые кубики являются всего то частью комплекса материалов по обучению грамматике.

Николай Зайцев разработал пособия для занятий по математике, английскому.

Автор предлагает применять методику с двухлетнего возраста, впрочем пессимисты полагают, что раннее чтение (тем более по складам) в последующем приводит к ошибкам на письме.

Методика Масару Ибука

Японский бизнесмен, инженер, сооснователь корпорации Сони и не думал становиться учителем. Однако у неожиданно заболевшего сына обнаружилась задержка в развитии, и отцу пришла идея создать свою идею воспитания, которая показала поразительные результаты.

По мнению Ибука, основная задача родителей – осуществить безграничные детские возможности, развить у новорожденного подверженности и задатки, его сделать жизнь весёлой и полной эмоций. Конкретно для этого нужно раннее обучение музыке и иностранным языкам.

Впрочем абсолютно необязательно воспитывать из ребенка великого скрипача или лингвиста.

Обязательно прочтите необычайно добрую книгу «После трех уже поздно».

В ней вы сможете найти основной совет от Масару Ибука: важно не потерять первые три года развития детей, так как собственно в эти 36 месяцев хорошо развивается головной мозг и дорабатываются и улучшаются нейронные связи.

Гуманная педагогика Шалвы Амонашвили

Отечественный учитель и психолог Шалва Амонашвили создал по-настоящему новаторский подход к воспитанию учащихся начальной школы, названный «педагогики совместной работы». Автор считает, что детей нужно уважать.

А для этого взрослому необходимо встать на место ребенка.
Профессор Амонашвили предъявляет специальные требования к учителю.

Каким же он обязан быть?

  1. Педагогу необходимо предпочитать всех детей: и послушных, и шаловливых, и сообразительных, и тугодумов.
  2. Взрослый должен понимать душевные и сердечные переживания ребенка, уважать детские забавы и желания.
  3. Преподаватель не должен ждать, когда дети поумнеют. Ему нужно глубоко вникнуть во внутренний мир учащихся начальной школы и найти лучший метод обучения.

Подобным образом, это быстрее не методика, а психологическая идея либо даже философия воспитания. Благодаря собственному гуманизму, работы Шалвы Амонашвили находят все больше и больше последователей среди учителей и родителей у нас и за границей.

«Музыкальная» методика Железновых

«Музыка с мамой» – собственно так именуется цикл занятий для раннего музыкального воспитания, разработанный отцом и дочкой Железновыми. В программу входят процедуры по развитию моторики, речи, тактильных чувств и музыкального слуха.

По мнению авторов, музыка должна сопровождать все разновидности деятельности ребенка:

  • активные игры;
  • пальчиковую гимнастику;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • зарядку и массаж.

Приступить к упражнениям можно уже с первых дней жизни младенца. Мамы занимаются по данной методике дома (приобретя аудио- и видеоуроки) или с учителем в маленьких группах.

Минусов у метода Железновых нет, ведь каждый знает о позитивной роли музыки и пения в развитии ребенка.

Макаренко о воспитании детей

Труды советского учителя Антона Макаренко, перевоспитавшего много беспризорников, стали основанием для создания коммунистической педагогики. Ее целью было воспитание настоящих патриотов, образованных граждан, людей с чувством долга и положительные качества.

Не обращая внимания на спорность этой педагогической системы, некоторые полезные уроки мы можем извлечь и для развития своих детей.

Например, Макаренко думал, что:

  • отношения детей и родителей обязаны быть дружными, основанными на любви и уважении;
  • нужно создать правильный режим дня для ребенка и приучать его к труду;
  • если дети помогают по дому, то они подрастут добропорядочными, заботливыми, бережливыми и ответственными;
  • важно уделять внимание и красивой стороне воспитания, если родители хотят вырастить всесторонне развитого человека.

И наконец: мы не агитируем за конкретную систему воспитания. Любой ребенок – оригинальная личность, развивающаяся в собственном темпе и обладающая природными задатками и способностями.

Воспитывайте детей с любовью, подбирайте лучший метод раннего развития, смотря на ребенка, и не забывайте, что занятия должны доставлять ему удовольствие.

 

Автор: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − четырнадцать =